Гхош Ауробиндо

Гхош АуробиндоГХОШ Ауробиндо, или Шри Ауробиндо (15.8.1872, Калькутта - 5.12.1950, Пондишери), индийский философ, мистик, поэт, политический деятель, один из духовных лидеров неоиндуизма. Создатель концепции «интегральной веданты», или «пурна йоги» («йоги полноты»). В 1879-93 годах по настоянию отца учился в Великобритании. В 1893-1905 преподаватель французского и английского языков, затем директор колледжа в Бароде (ныне Вадодара, Индия). В 1905-10 годах активист антиколониального движения, один из лидеров радикального крыла в Индийском национальном конгрессе, разрабатывал концепции политической независимости и самоуправления (сварадж и свадеши). В этот период испытал значительное влияние идей С. Вивекананды. Подвергался арестам и тюремному заключению. В результате пережитого в тюрьме мистического опыта с 1910 прекратил политическую деятельность и до конца жизни проповедовал своё учение в Пондишери. В 1926 году вместе с француженкой Миррой Ришар (Мать) основал религиозную общину, активно действующую и поныне.

Реклама

Основные труды: «Жизнь божественная» («The life divine», vol. 1-2, 1914-16), «Эссе о Гите» («Essays on the Gita», 1928; русский перевод 2001), «Синтез йоги» («The synthesis of yoga», 1948; русский перевод 1992), «Человеческий цикл» («The human cycle», 1949; русский перевод 1992), «Идеал человеческого единства» («The ideal of human unity», 1949; русский перевод 1998) и «Савитри: легенда и символ» («Savitri: а legend and а symbol», 1950; русский перевод 1995). В философии Гхоша абсолют сохраняет традиционное ведантистское именование «сатчидананда» («сущее-мышление-блаженство») и признаки Брахмана как Мирового сознания, «разлитого» во всём сущем, начиная с неорганических объектов и завершая сверхчеловеческими уровнями жизни. Однако в силу динамического характера Мирового сознания его отношение к миру принципиально отличается от представленного в учении Шанкары (смотри Адвайта-веданта) и рассматривается в терминах инволюции и эволюции. Инволюция напоминает неоплатоническую концепцию эманации (движение от «сверхразума» через «верховный разум» и различные ипостаси «разума» вплоть до «души» и материи как низшего проявления Мирового сознания). Эволюция мыслится как восхождение этих уровней сущего к Абсолюту в обратном порядке, однако в отличие от традиционной индуистской космологии Гхош считал это развитие необратимым, что лежит в основе его «космического оптимизма», веры в возможность достижения человеком сверхчеловеческих состояний с помощью «йоги полноты», позволяющей ускорить эволюционный процесс. Конечный пункт этой йоги мыслится как качественная трансформация жизни, а не как блаженство освобождения от неё (как в традиционной концепции мокши). Практической реализация идей Гхоша (совершенствование человечества посредством «научной йоги») осуществляется последователями Гхоша в «городе будущего» - Ауровиле (Пондишери).

Соч.: Birth centenary library. Pondicherry, 1970-1976. Vol. 1-30; Собр. сочинение СПб., 1999- 2007. Т. 1,2, 4, 5, 7, 8, 14, 20-23; Откровения древней мудрости. СПб., 2001; Духовное возрождение. Соч. на бенгали. СПб., 2001.

Лит.: Костюченко В. С. Интегральная веданта. (Критический анализ философии Ауробиндо Гхоша). М., 1970; Six pillars: an introduction to the major works of Sri Aurobindo / Ed. by R. А. McDermott. Chambersburg, 1974; Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания. СПб., 1993.

В. К. Шохин.