Глаголев Сергей Сергеевич

ГЛАГОЛЕВ Сергей Сергеевич [9(21).10.1865, город Крапивна Тульской губернии - 2.10.1937, Архангельск Северной области], российский богослов, историк религии, религиозный философ. Родился в семье священника. Окончил Тульскую духовную семинарию (1885), Московскую духовную академию (МДА) (1889); профессорский стипендиат МДА (1889-90), одновременно учился в Московском и Берлинском университетах. Преподавал в Вологодской духовной семинарии (1890-92) и в МДА на кафедре основного богословия (1892-1919), ординарный профессор (с 1902), вице-президент Всемирного конгресса религий в Париже (1900). Читал теоретический курс «История религиозной философии» на Высших женских курсах в Москве. Член Предсоборного совета (1917), Поместного собора Российской православной церкви (1917-1918). В 1920-е годы преподавал в Сергиево-Посадских светских учебных заведениях и на Богословских академических курсах в Москве. В мае 1928 года арестован за «антисоветскую деятельность», досрочно освобождён (1929). Проживал с семьёй в Вологде. В июне 1937 года арестован вновь за «контрреволюционную деятельность, провокационные слухи, пропаганду фашизма; расстрелян по приговору «тройки» НКВД. Реабилитирован в августе 1991 года.

Реклама

Автор работ по основному богословию, апологетике и истории религии, Глаголев считал главной задачей апологетики «научное обоснование истин веры», подчёркивая вместе с тем, что истинная вера в Бога является обязательным условием исследования христианства. Различая Откровение как сверхъестественное действие Божие от явлений естественных (или природных), причина которых также в Боге, но не непосредственно, а через ряд вторичных причин, Глаголев отмечал, что существуют различные пути к Богу: первый - через Откровение и веру - имеет промыслительное значение для судеб всех людей и народов, второй - «естественное богопознание» - ведёт человека к вере через познание божественного творения в науке и философии. Религия и наука не противоречат друг другу, научные открытия, обнаруживая богатство и многообразие мира, подтверждают истинность христианства. Однако наука в своих объяснениях не может постичь конечных причин мира, тайны творения.

Глаголев исходил из деления религий на сверхъестественную Богооткровенную религию и возникшие вследствие грехопадения естественные религии: 1-й период - ассиро-вавилонская, египетская, хеттская, финикийская, иудаизм; 2-й период - зороастризм, конфуцианство, религии Индии, греческая и римская религии; 3 период - ислам. В естественных религиях Глаголев усматривал искажение истинных представлений о Боге Троице, неверие в единого Бога Спасителя Иисуса Христа, обоготворение природных сил (стихий), поклонение им и многобожие.

Соч.: Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви. Хар., 1900; Ислам. Сергиев Посад, 1904; Религия в Японии и Корее. Хар., 1904; Из чтений о религии. Сергиев Посад, 1905; Материя и дух. СПб., 1906; Греческая религия. Сергиев Посад, 1909. Ч. 1; Пособие к изучению основного богословия. М., 1912; Естественнонаучные вопросы, в их отношении к христианскому миропониманию. Сергиев Посад, 1913.

Лит.: Голубцов С. А., протодиак. Московское духовенство в преддверии гонений 1917-1922 годов. М., 1999. С. 28, 29, 47; он же. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С. 63-64.

А. Т. Казарян.