Глас
ГЛАС (калька греческого ?χος, буквально - звук, мелодия, напев), ладово-мелодический материал, на основе которого распеваются богослужебные тексты восточных церквей. В Русской православной церкви большинство изменяемых песнопений, относящихся к восьминедельному (Октоих) и годовому (Минея) кругам, не нотированы и поются по текстам на соответствующий гласу. Система осмогласия объединяет 8 гласов, меняющихся каждую неделю по порядку от 1-го до 8-го и образующих 8-недельный цикл - так называемый столп. Распевы каждого гласа подразделяются по жанрам песнопений: тропарные, стихирные, ирмосные, прокимновые (смотри Тропарь, Стихира, Ирмос, Прокимен). В России, Белоруссии и Украине сложились различные региональные и монастырские традиции многоголосных гласовых распевов. Распев полного корпуса богослужебных текстов - так называемый обиход (наибольшее распространение к настоящему времени получили обиходы киевской и московской традиций).
Глас в византийской традиции и преемственно связанной с ней древнерусской традиции - монодический (смотри Монодия), каждый представляет собой комплекс мелодических попевок, связанных с звукорядной структурой церковного лада (смотри Обиходный звукоряд). В византийской традиции категории звукоряда, конечного и господствующего тонов были не только инструментом теоретического объяснения, но и важным фактором образования гласовой системы песнопений. Параметры, по которым определяется глас, сохранились неизменными и в современной греческой певческой практике. Русский знаменный распев 11-17 века был организован в основном по попевочному принципу, а мелодическое содержание гласа полностью обновлено. Развитие русский монодии, появление оригинальных авторских песнопений (конец 16-17 века) привели к размыванию понятия «глас», а утверждение на Руси многоголосия изменило его содержание. Ныне глас - мелодико-гармоническая модель, включающая в себя 2-6 музыкальных строк с дополнительной концевой строкой; по этой модели можно распеть любой текст, состоящий из строк произвольной длины: индивидуальностью отмечены только начало и конец мелодической формулы каждой строки, которые в пении совмещаются соответственно с первым и последним (в некоторых формулах также предпоследним) ударными слогами строки текста; промежуточные слоги поются «читком» - речитируются на одном звуке (этот принцип распева аналогичен григорианской псалмодии, но осуществляется на основе аккордового многоголосия). Другая важнейшая функция гласовых обозначений - обеспечить правильный выбор богослужебных текстов. Октоиха в соответствии с гласом текущей недели; при этом многие тексты, приписанные к определённому гласу, в современной богослужебной практике не поются, а читаются.
Реклама
О гласе в армянской монодической певческой традиции можно с уверенностью говорить только в применении к шараканам. Кроме песнопений 8 обычных глас в армянских рукописных и печатных вариантах Шаракноца встречаются песнопения, имеющие указание на мутацию звукоряда (гласы-дардзвацки). Ладово-звукорядные характеристики 8 гласов и их дардзвацков (около 20 моделей) на основе всего корпуса шараканов опубликованы в 1874 году Н. Ташчяном. Для каждого гласа и дардзвацка указаны ладовая опора (финалис), преобладающий тон (реперкусса), тон завершения крупных срединных построений (полукадансовый тон) и звукоряд. В значительной части шараканов (главным образом архаического происхождения) гласы - не сумма мелодических формул, а целостная мелодия, адаптированная к строфике текста. По подсчётам Комитаса, всего в Шаракноце присутствует около 40 мелодических моделей.
В грузинской певческой традиции (традиционно 3-голосной) гласы - система ритмоинтонационных моделей. Гласовый напев (ханги) располагается в верхнем голосе (мткмели). Основная мелодико-структурная единица гласа - фраза (кило) или строка (мухли), состоящие из попевок (сакцеви) и мелодических оборотов (сабрунави). Стабильными единицами гласа являются начальная и заключительная фразы (или строки). Срединные кило и мухли могут точно или с изменениями повторяться по принципу переплетения (акиндзва). Один и тот же глас может иметь различное мелодическое содержание в зависимости от жанра песнопения и его принадлежности к определённой певческой школе Грузии.
Типологическая параллель восточного гласа на Западе - григорианские церковные лады (латинский modi, toni), имеющие общие корни с византийскими.
Лит.: Металлов В. М. Осмогласие знаменного распева. М., 1899; Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972; Тагмизян Н. К. Теория музыки в Древней Армении. Ер., 1977; Глас // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 11 (библ.). Смотри также литературу при статьях Знаменный распев, Лад.
М. Л. Насонова, Л. О. Акопян, М. Г. Андриадзе.