Голубинский Евгений Евстигнеевич

ГОЛУБИНСКИЙ Евгений Евстигнеевич [28.2(12.3).1834, село Матвеево Кологривского уезда Костромской губернии - 7(20).1.1912, Сергиевский Посад Дмитровского уезда Московской губернии, ныне Сергиев Посад Московской области], российский церковный историк, академик Петербургской Академии Наук (1903). Из семьи священника. Окончил Московскую духовную академию (МДА) в 1858 года. С 1861 - бакалавр МДА по кафедрам истории русской церкви и немецкого языка; также преподавал церковную словесность и археологию. Ученик А. В. Горского. В 1872-74 годах направлен в научную командировку на Ближний Восток, Балканы, в Италию и Австро-Венгрию для ознакомления с «бытом современным и памятниками исторической жизни православных церквей». С 1878 член ОИДР. В 1880-м защитил докторскую диссертацию «История Русской церкви» (том 1: Период первый, Киевский или домонгольский, 1880-1881); удостоена Уваровской премии АН. Историко-критический характер этого исследования вызвал недовольство обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева, что надолго ограничило Голубинского возможности дальнейшей исследовательской работы и создало цензурные преграды для завершения публикации. С 1881 года профессор МДА. Помощник ректора по церковно-историческому отделению и член правления МДА (1884-1893). В 1895 вышел в отставку. В 1906-1907 член Предсоборного присутствия при Синоде.

Реклама

Голубинский одинаково далёк от западнической идеализации Европы и от славянофильской идеализации Древней Руси. Являлся апологетом христианского просвещения и соборности Церкви; автор свыше 70 работ по истории русской и южнославянской церквей. В 1893 году получил премию митрополита Макария за сочинение «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра». В 1892-96 участвовал в дискуссии о старообрядчестве, изучал причины раскола Церкви («К нашей полемике со старообрядцами», 1892; 2-е издание, 1905). Исследование Голубинского «История канонизации святых в Русской церкви» (1894; репринт - 1998) раскрыло исторические принципы канонизации и послужило Синоду руководством при причислении к лику святых преподобного Серафима Саровского (1903). Главный труд Голубинского - «История Русской церкви» (2-е издание, тома 1-2, 1900-04; репринт - 1997) отразил картину народно-религиозной жизни России 10-16 века. Голубинский разделил историю Русской церкви на период «грамотности» (допетровский) и период «просвещения» (послепетровский); провёл критический анализ источников русской церковной истории (опроверг летописные предания о путешествии апостола Андрея по берегам Днепра и Волхова, известия о крещении Аскольда и Дира и др.). Используя сравнительный анализ русских и зарубежных православных источников, открыл многие новые факты истории русских церковных институтов (епархиального управления, приходского духовенства, монастырей), а также церковной архитектуры. Учениками Голубинского были И. Д. Андреев, С. А. Белокуров, Н. Н. Глубоковский, А. П. Голубцов, А. П. Доброклонский, Н. Ф. Каптерев, С. И. Смирнов и др.

Лит.: Глубоковский Н. Н. Профессор Е. Е. Голубинский // Сосуд избранный. СПб., 1994. [Кн. 1]; Полунов А. Ю., Соловьев И. В. Жизнь и труды академика Е. Е. Голубинского. М., 1998; Серебрянский Н. И. Материалы о семинарской жизни питомца Костромской духовной семинарии академика Е. Е. Голубинского // Церковно-исторический вестник. 2003. №10; Платонов А. А. Академик Е. Е. Голубинский - историк и человек // Отечественные архивы. 2003. №3.

А. А. Платонов.