Грачёв Виталий Андреевич
ГРАЧЁВ Виталий Андреевич (23.1.1903, Томск - 24.12.1978, Москва), российский конструктор в области автомобилестроения. Учился в Томском технологическом институте. С 1931 года инженер, руководитель конструкторской группы спецмашин (автомобилей повышенной проходимости) на Нижегородском автозаводе (с 1932 Горьковский автозавод - ГАЗ). В 1939 Грачёв разработал первый в СССР полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-61, ставший базовой моделью для целого ряда российских автомобилей, в том числе ГАЗ-64 (1941), БА-64 (1942), а также для ГАЗ-67 Б (1944), который по своим тяговым свойствам и проходимости превосходил массовую американскую машину «Виллис». В 1944-51 годах Грачёв - главный конструктор Днепропетровского автозавода (ДАЗ). Под его руководством в 1950 создана трёхосная амфибия ДАЗ-485 (армейское обозначение БАВ, выпускалась до 1962). С 1951 заместитель главного конструктора, с 1954 главный конструктор специального конструкторского бюро на ЗИСе (с 1956 автозавод имени И. А. Лихачёва - ЗИЛ). Возглавлял работы по созданию колёсных артиллерийских тягачей, самоходных ракетных установок ЗИЛ-135К (выпускалась с 1959), 3ИЛ-135ЛМ (выпускалась в 1964-1993 на Брянском автозаводе под маркой БАЗ-135ЛМ; несла тактические ракеты «Луна», «Луна-М», «Ураган», самоходные понтоны «Волна»), морской амфибии ЗИЛ-135П (выпускалась с 1965). С 1965 в рамках советской космической программы руководил разработкой поисково-эвакуационных автомобилей-амфибий ПЭУ-1 (1966) и ПЭУ-1 М (1968) и поисково-эвакуационного комплекса (1975), состоящего из 3 машин: 2 трёхосных колёсных амфибий (позднее названных «Синими птицами») - пассажирского ЗИЛ-49061 и грузового ЗИЛ-4906 - и 1 шнекороторного снегоболотохода ЗИЛ-29061, перевозимого на борту грузовой амфибии.
Грачёвым было создано около 90 моделей автомобилей, многие из которых пошли в серийное производство. Государственная премия СССР (1942, 1951). Награждён орденом Ленина.
А. Н. Нарбут.