Гретри Андре Эрнест Модест

Гретри (Grétry) Андре Эрнест МодестГРЕТРИ (Grétry) Андре Эрнест Модест (8.2.1741, Льеж - 24.9.1813, Монморанси, близ Парижа), французский композитор и музыкальный  писатель. По происхождению валлонец. Член Болонской филармонической академии (1765), член Института Франции (1795). С его творчеством связан расцвет французской комической оперы 18 века. Сын скрипача; в детстве - солист церковного хора. Продолжив обучение музыке в духовной «Льежской коллегии» в Риме, в 1765 году дебютировал в римском театре «Альберти» с интермеццо «Сборщица винограда». В 1766 в Женеве познакомился с Вольтером. Успех сопутствовал его комическим операм во французском («Самнитские браки» по Ж. Ф. Мармонтелю, «Гурон» по Вольтеру, обе 1768, «Люсиль» на либретто Мармонтеля, 1769) и итальянском стиле («Говорящая картина», 1769, все - Париж, театр «Комеди Итальен»). Французской традиции следует сказочная опера-балет «Земира и Азор» (либретто Мармонтеля, 1771, Фонтенбло), где Гретри блестяще использовал колористические возможности духовых инструментов. В 1773 состоялся дебют Гретри в Версале (героический балет «Цефал и Прокрис» по Овидию), однако появление в Париже К. В. Глюка помешало активной деятельности Гретри в Парижской опере. Приняв сторону глюкистов в их противостоянии Н. Пиччинни, Гретри выступил в 1780 с «Андромахой» (по Ж. Расину), героической оперой в стиле Глюка, и вскоре осуществил собственную реформу, синтезировав черты комической оперы и балета с пением в «Каирском караване» (1783, Фонтенбло). Оперу «Ричард Львиное Сердце» (1784, «Комеди Итальен») отличает сквозное симфоническое развитие, мелодия романса Блонделя выступает в качестве лейттемы, символизируя основную идею произведения - верность в дружбе; l-я часть арии Лоретты использована П. И. Чайковским в «Пиковой даме». Образец «оперы спасения» - «музыкальная комедия» «Рауль Синяя Борода» (по сказке Ш. Перро, 1789,там же). В опере «Пётр Великий» (по «Истории России...» Вольтера, 1790, там же) Гретри идеализировал образ русского царя, для создания местного колорита процитировал в увертюре «Камаринскую».

Реклама

В наследии Гретри около 60 опер различных жанров, 7 симфоний, концерт для флейты или скрипки с оркестром, 6 струнных квартетов, песни и романсы; революционные песни и гимны, духовные сочинения. В «Мемуарах» (1789-97) Гретри, отдавая должное итальянской оперной традиции, более объективен, чем Ж. Ж. Руссо, в оценке достоинств и недостатков французской оперной школы. Высказанная им идея синтеза поэзии и музыки в оперном театре предвосхитила реформаторские искания композиторов-драматургов 19 века.

Его дочь Люсиль (1772-90) - композитор, автор комической оперы «Свадьба Антонио» (1786).

Нотное изд.: Collection complète des œuvres. Lpz.; Brux., 1883-1937. Vol. 1-49 [не завершено].

Соч.: Мемуары, или Очерки о музыке. М.; Л., 1939. Т. 1; Correspondance générale. Brux., 1962; Мémoires, ou Essais sur la musique. N. Y., 1971. Vol. 1-3.

Лит.: Grétry А. J. Grétry en famille. Р., 1814; Hogge J. Grétry et son époque. Liège, 1918; Ла Лоранси Л. de. Французская комическая опера XVIII в. М., 1937; Marsick Р. L. А. М. Grétry. Brux., 1944; Clercx S. Grétry. Brux., 1944; Левашева О. Е. Оперная эстетика Гретри // Классическое искусство за рубежом. М., 1966; Брянцева В. Н. Французская комическая опера XVIII в. М., 1985; Булычева А. В. Сказка, замаскированная под реальность: Опера А. Гретри «Петр Великий» // Музыкальная академия. 2003. №4.

А. В. Булычёва.