Григорий Палама

ГРИГОРИЙ ПАЛАМА (Γρηγόριος ό Παλαμάς) (1296, Константинополь - 14.11.1359, Салоники), византийский богослов и церковный деятель, архиепископ Фессалоникийский, святой православной церкви (канонизирован в 1368). Будучи поборником и систематизатором мистического учения исихазма, дал ему философское оформление.

Родился в знатной семье, в школьные годы интенсивно занимался светскими дисциплинами (в том числе философией, главным образом аристотелевской) под руководством Феодора Метохита. Около 1316 года стал монахом и жил в монастырях Северной Греции, преимущественно на Афоне. Священник (с 1326). С 1337 вовлечён в полемику с Варлаамом Калабрийским (так называемые паламитские споры), в которой философско-богословская дискуссия тесно переплеталась с политической борьбой. После победы на Константинопольском поместном соборе в 1341 Григорий Палама был арестован (1342) и отлучён от Церкви (1344); в 1347 получил свободу и сан архиепископа Фессалоник; в 1351 собор признал его доктрину церковным учением. В 1354-55 в турецком плену имел беседы и споры о вере с мусульманами (в отличие от многих представителей поздневизантийской культуры, Григорий Палама сравнительно спокойно относился к перспективе турецкого завоевания, но надеялся на обращение турок в православие: характерно, что у Григория Паламы православная идея едва ли не впервые отделяется от идеала «ромейской» государственности).

Реклама

Защищая мистическую практику афонских исихастов в полемике с представителями теологического рационализма (Варлаам Калабрийский, Акиндин, Никифор Григора), вдохновлявшимися отчасти наследием античной философии, отчасти примером западной схоластики, Григорий Палама отстаивал тезис, согласно которому аскет на вершине духовного восхождения непосредственно воспринимает несотворённое («нетварное») излучение самой Божественности Бога. Тем самым как бы снималось противопоставление Творца и сотворённого - основная оппозиция христианского богословия. Свою теорию Григорий Палама был вынужден противопоставить не только усвоенным многими христианскими мыслителями аксиомам платонизма и неоплатонизма, но отчасти - патристической традиции как таковой (что выразилось, в частности, в его протесте против абсолютизации иерархического принципа сочинений Дионисия Ареопагита, исключавшей возможность непосредственной встречи с Богом) и библейскому учению о невидимости Бога. Григорий Палама утверждал, что созерцание Бога - не умозрение, но действие (через естественное зрение) благодати, делающей человеческую плоть «богопричастной». Отмежёвываясь от пантеизма, Григорий Палама развивал при помощи понятийного инструментария Аристотеля и Дионисия Ареопагита учение о различии между пребывающей в себе и недоступной сущностью Бога («Божество превыше лежащее») и его пронизывающими мир и сообщаемыми человеку «энергиями», или самовыявлениями («Божество ниспускаемое»). Это навлекло на Григория Паламу обвинения в отступлении от принципа строгого единобожия, защищаясь от которых он выдвинул положение о самотождественном различии сущности и энергий: существующее в мысли и для мысли различие не нарушает «простоты» и неделимости Божества, единство сущности которого сохраняется в многообразии энергий.

Антропология Григория Паламы включает сложные психологические наблюдения. Идеал Григория Паламы - такое «просветление» духа, которое распространялось бы и на тело: согласно его взглядам, человеческий дух богоподобен именно в силу своей способности «животворить» плоть, в отличие от бестелесного духа ангелов. Григорий Палама оказал сильное влияние на традицию поздневизантийской мистики. День памяти в Русской православной церкви во 2-ю неделю Великого поста и 14(27) ноября.

Соч.: Migne PG. Т. 150; Συγγράμματα / Έπιμ. П. Κ. Χρίστου. Θεσσαλονίκη, 1963-1970. T. 1-3; Беседы (омилии) / Пер. архим. Амвросия (Погодина). М., 1993. Ч. 1-3; Триады в защи­ту священнобезмолствующих / Пер., после­словие и коммент. В. Вениаминова [В. В. Бибихина]. СПб., 2004.

Лит.: Василий (Кривошеин), монах. Аскетическое и богословское учение святого Григория Паламы // Альфа и Омега. 1995. № 3(6); Киприан (Керн К. А.). Антропология святого Григория Паламы. М., 1996; Мейендорф И., протоиерей. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. 2-е изд. СПб., 1997.

С. С. Аверинцев.