Григорий Просветитель

ГРИГОРИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ, Григорий Аштишатский (армянский - Григор Лусаворич) (около 240-325 или 326; другие даты: около 250 или 252 - 325 или 326, 257 - после 335), первый епископ Армении, с деятельностью которого связано принятие христианства как официальной религии армянского государства, а также начало организационного оформления Армянской апостольской церкви.

Значительная часть сведений о жизни и проповеди Григория Просветителя имеет полулегендарный характер. По большей части, эти сведения представлены в цикле «Житие святого Григория Просветителя», армянский текст которого сохранился в составе «Истории Армении» Агафангела.

Григорий ПросветительТрадиционно считается, что Григорий Просветитель происходил из знатного рода вельможи Анака, родственного или непосредственно восходящего к парфяно-армянской царской династии Аршакидов. Согласно армянскому историографу Мовсесу Хоренаци (5 - начало 6 века), юность Григория Просветителя прошла в Кесарии Каппадокийской, где он получил начатки христианской веры и принял крещение. Григорий вступил в брак (у него родились сыновья Вардан и Аристакес), однако был вынужден расстаться со своей супругой Марией из-за её желания уйти в монастырь. Покинув Кесарию, он перебрался в Рим и поступил на службу к Трдату [будущему царю Трдату III Великому (287-330; другие даты: 274-330, 298-330)], которому, благодаря поддержке римского императора Диоклетиана, удалось вернуть престол в Армении, утраченный его отцом Хосровом в борьбе с основателем иранской династии Сасанидов Арташиром.

Реклама

Вначале Григорий снискал уважение царя Трдата за верную службу, позднее более чем на 10 лет он был заточён в ров с ядовитыми насекомыми за исповедание христианства (по другим версиям, претерпел различные мучения). Освобождён после чудесного исцеления царя Трдата, принявшего впоследствии христианство, провозглашённое официальной религией армянского государства (традиционно - около 301). Около 301-302 (по другим данным, около 314) Григорий, направленный Трдатом в Каппадокию, принимает епископское поставление в Кесарии от Леонтия Каппадокийского (что легло в основу традиции епископского рукоположения каждого вновь избираемого предстоятеля Армянской церкви от архиепископа Кесарийского). По возвращении в Армению Григорий вёл проповедь христианства в Таронской и Араратской областях; у горы Небат от Григория приняли крещение царь Трдат, члены его семьи и представители знати. В Тароне Григорий Просветитель основал церковь Святого Иоанна Крестителя (позднее - центр Глакского монастыря). По преданию, кафедрой епископского служения Григорий Просветитель избрал Аштишат, один из своих родовых центров в Таронской области (ныне посёлок Дерик на территории Турции).

С проповедью Григория Просветителя связано основание в армянских землях первых школ для подготовки духовенства, способного совершать богослужение на греческом и сирийском языках. Просветительская деятельность Григория Просветителя способствовала созданию в Армении первых храмовых центров, становившихся также центрами новой христианской культуры (например, Эчмиадзин), а также культурной и религиозной самоидентификации Армении ввиду постоянной угрозы сасанидского зороастрийского Ирана.

Григорий Просветитель около 325 передал Аштишатскую кафедру сыну Аристакесу [будущий католикос Аристакес I (325-333)]. По преданию, Григорий Просветитель умер в пустыни Манэ вскоре после открытия Никейского собора (325). Ему приписывают авторство «Многовещательных речей», «Учения Григора» (входит в «Историю Армении» Агафангела), канонических правил (включены в армянскую «Книгу канонов» и др.). По мнению большинства учёных, эти сочинения были написаны на греческом языке. Начало общего почитания Григория Просветителя в христианских областях Закавказья относится к концу 5-6 века. О равном почитании Григория Просветителя в Армении и Грузии свидетельствует переписка грузинских католикосов начала 7 века с армянскими духовными и светскими владетелями. Исключительную важность для Армянской церкви приобретает деятельность Григория Просветителя после её окончательного раскола с Грузинской церковью на Маназкертском соборе (726), при этом подчёркивается главная роль Григория Просветителя как основателя института Армянской церкви. В Византии об истории христианизации Армении стало известно не позднее 5 века, в 8 веке празднование в честь Григория Просветителя было включено в византийский церковный календарь. Распространение почитания Григория Просветителя в славянских землях относится к периоду не позднее 12 века, после появления первых переводов «Жития» Григория Просветителя на славянские языки.

Мощи Григория Просветителя переданы в ноябре 2000 папой Римским Иоанном Павлом II (1978- 2005) католикосу Гарегину II (избран на кафедру в октябре 1999) и хранятся ныне в ереванском соборе Святого Григория Просветителя (открыт в 2001). Десница Григория Просветителя пребывает в Эчмиадзине как символ преемства духовной власти первоиерарха Армянской апостольской церкви. День памяти в восточной и западной церквах - 30 сентября (13 октября).

Лит. : Аннинский А. История армянской церкви (до XIX век). Киш., 1900; Марр Н. Я. Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Григорием. СПб., 1905; Манандян Я. А. Критический обзор истории армянского народа. Ер., 1957. Т. 2. Ч. 1 (на армянском языке); История армянского народа. С древнейших времен до наших дней / Под редакцией М. Г. Нерсисяна. Ер., 1972 (на армянском языке); Мурадян П. М. Кавказский культурный мир и культ Григория Просветителя // Кавказ и Византия. Ер., 1982. Вып. 3; Апциаури Н. К. К вопросу о миссионерской деятельности святого Григория Просветителя // Христианский Восток. 1999. №7.