Групповая психотерапия

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ, метод психотерапии, основанный на использовании групповой динамики (то есть взаимоотношений и взаимодействий между участниками группы) для раскрытия, анализа, осознания и разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов. Развитие психотерапевтического процесса в групповой психотерапии проходит через ряд фаз - от стадии зависимого и поискового поведения, через период возникновения и обострения внутригрупповых конфликтов к формированию групповой сплочённости. Группа выступает как модель реальной жизни, где проявляются привычные отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие стереотипы. Участники получают возможность осознать их и глубже понять себя благодаря обратной связи от других членов группы, совместному анализу межличностного взаимодействия и вербализации возникающих при этом эмоций. В создающейся по мере работы группы атмосфере взаимного принятия, открытости и доверия участники получают опыт более искренних и гармоничных для них отношений, активного и спонтанного поведения, у них появляется возможность изменить свои стереотипы, пробуя себя в новых формах межличностных взаимодействий и обучаясь конструктивным способам поведения за счёт подражания психотерапевту и другим успешным членам группы. Таким образом, основными целительными факторами групповой психотерапии являются позитивный эмоциональный опыт, конфронтация (столкновение человека со своими проблемами и особенностями), возникающая благодаря обратной связи от группы, и научение новому поведению.

Реклама

Основной метод групповой психотерапии - групповая дискуссия, направленная на анализ межличностного взаимодействия в группе и выражение эмоциональных переживаний. Широко используются ролевое разыгрывание ситуаций и конфликтов, игровые методы стимуляции невербального межличностного взаимодействия, упражнения, направленные на развитие навыков общения и самоанализа, элементы телесно-ориентированной психотерапии, движение и танцы, рисование и т. п. Ключевую роль в групповой психотерапии играет поведение психотерапевта, который в недирективной манере структурирует ход работы, обеспечивает соблюдение выработанных группой норм, поддерживает ощущение принятия и безопасности в группе, оказывает нуждающимся эмоциональную поддержку, побуждает членов группы к самовыражению и анализу, выступает посредником в конфликтах, даёт обратную связь членам группы и интерпретирует их поведение.

Групповая психотерапия содержит в себе ряд рисков и ограничений: трудно обеспечить конфиденциальность, в связи с чем некоторые члены группы могут отказываться затрагивать интимные эмоциональные проблемы; на решение личных проблем отдельных участников может не хватить времени; члены группы будут испытывать затруднения, реализуя в повседневной жизни полученные в группе навыки, так как атмосфера в группе существенно отличается от реальной жизни.

Групповая психотерапия применяется в большинстве направлений психотерапии. Существенный вклад в развитие групповой психотерапии внесли Я. Морено, предлагавший членам группы роли «вспомогательных Я» в разыгрывании «внутренних драм» каждого из участников; К. Левин, показавший роль групповой дискуссии в изменении индивидуальных установок; Ф. Перлз, сфокусировавший групповую работу на процессе переживаний «здесь и теперь»; К. Роджерс, подчёркивающий важность атмосферы безусловного принятия, эмпатии и искренности для раскрытия личностного потенциала человека, а также роль психотерапевта как модели для участников группы.

Групповая психотерапия используется при неврозах, алкоголизме и наркоманиях, депрессии, психосоматических расстройствах, некоторых соматических заболеваниях и др. Особой разновидностью групповой психотерапии считается семейная психотерапия. Большое распространение получила групповая психотерапия с подростками, в которой акцент делается на формировании у участников адекватной самооценки и целостной концепции «Я», вербализации переживаний, совершенствовании навыков общения и самоконтроля. В 1960-е годы во многом благодаря распространению идей гуманистической психологии и «групп встреч» К. Роджерса групповая психотерапия переросла в «групповое движение», ориентированное на личностный рост здоровых людей через искренние взаимоотношения и открытое выражение эмоций. Получили распространение социально-психологические тренинги с целью развития определённых навыков (например, группы подготовки руководителей) и т.п., а также группы самопомощи, в которых участники (например, больные алкоголизмом и их родственники) делятся своим опытом, чтобы решить общие проблемы.

Лит.: Техники групповой психотерапии. 3-е изд. М., 2001; Берн Э. Групповая психотерапия. М., 2004; Джиннот Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. М., 2005; Рудестам К. Групповая психотерапия. 2-е изд. СПб., 2005; Ялом И. Групповая психотерапия: теория и практика. М., 2006.