Губонин Пётр Ионович

Губонин Пётр ИоновичГУБОНИН Пётр Ионович [1825, по другим сведениям, 1828, деревня Борисовка Коломенского уезда Московской губернии - 30.9(12.10).1894, Москва; похоронен в Гурзуфе], один из крупнейших российских предпринимателей 2-й половины 19 века, благотворитель, тайный советник (1885). Из крепостных крестьян Д. Г. Бибикова (в 1858 получил вольную). Потомственный почётный гражданин (1868), потомственный дворянин (1872; возведён именным Высочайшим указом). Унаследовал от отца каменоломни в селе Лыткарино Бронницкого уезда и село Котельники Московского уезда Московской губернии. Разбогател на участии в подрядных работах, главным образом на строительстве Московско-Брестского шоссе (1848), Московско-Курской, Московско-Рязанской (1863-64) и Орловско-Витебской (1866-68) железных дорог. С 1858 года московский купец 3-й гильдии, впоследствии - 1-й гильдии. Занимался планированием и организацией подготовительных работ для строительства так называемой Кавказской сети железных дорог (1869-70), железной дороги для перевозки соли от озера Баскунчак до реки Волга (1870) и др. Главный участник концессий по постройке Грязе-Царицынской (1871), Лозово-Севастопольской (1875), Уральской горнозаводской (Пермь - Екатеринбург, 1878) и других железных дорог. Член правлений ряда акционерных железнодорожных обществ, в том числе Оренбургской и Фастовской железных дорог. К концу 1870-х годов при участии Губонина построено не менее 20% всей сети российских железных дорог. В результате учредительской деятельности приобрёл многомиллионное состояние.

Реклама

Совместно с В. А. Кокоревым учредил Волжско-Камский банк (1870), Северное общество страхования и склада товаров с выдачей варрантов (1872), Бакинское нефтяное общество (1874), Пермское товарищество по торговле солью (1873). Участвовал в учреждении акционерных обществ - Коломенского машиностроительного завода (1871), Брянского завода (1873) и АО «Нефть» (1884).

В середине 1870-х годов построил линии конно-железных дорог в Санкт-Петербурге и Москве.

Приобретал землю (к 1891 владел свыше 39 тысяч га), в 1881 купил имение Гурзуф в Крыму, превратив его в модный курорт. Владел лесопильными заводами, солеваренным и солемольным производством и др.

Присяжный попечитель Московского коммерческого суда (1862-64), выборный от Московского купеческого общества (1869-73). Гласный Московской городской думы (1873-94). Совместно с Х. Х. Мейеном основал Комиссаровское техническое училище в Москве (1865), построил при нём церковь. Казначей 1-го Арбатского отделения Дамского попечительства о бедных в Москве (с 1865) и почётный член его Совета (с 1871), член Общества попечения о раненых и больных воинах (с 1870), Дома призрения и ремесленного образования бедных детей в Санкт-Петербурге.

В 1869 году передал 25 тысяч рублей Николаевскому дому призрения вдов и сирот московского купечества. Председатель железнодорожного отдела Политехнической выставки 1872 в Москве (пожертвовал крупную сумму на её устройство и на строительство Политехнического музея). Один из организаторов Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 в Москве. Участвовал в строительстве Свято-Владимирского собора близ Севастополя, в реконструкции Петропавловского собора в Санкт-Петербурге и церкви Параскевы Пятницы на Пятницкой улице в Москве. Награждён орденами Святого Станислава 1-й степени (1877), Святой Анны 1-й степени (1878), Святого Владимира 2-й степени (1882). В 1878 Губонины получили дворянский герб с девизом «Не себе, а Родине».

Лит.: Соловьева А. М. Железнодорожный транспорт России во второй половине XIX в. М., 1975; Васильев В., Костин В. Истоки и русло. Брянск, 1993; Слепнев И. Н. Предпринимательство в сфере железнодорожного транспорта в России в XIX в. // История предпринимательства в России. М., 1999. Кн. 2; Бурышкин П. А. Москва купеческая. М., 2002.

И. Н. Слепнёв.