Гумбольдт Карл Вильгельм

Гумбольдт (Humboldt) Карл ВильгельмГУМБОЛЬДТ (Humboldt) Карл Вильгельм фон (22.6.1767, Потсдам - 8.4.1835, Тегель), немецкий языковед, философ, государственный деятель Пруссии, член Королевской Прусской Академии Наук (1808), почётный член Петербургской Академии Наук (1832). Из прусской дворянской семьи. Брат А. фон Гумбольдта. В 1787-89 годах учился в университетах Франкфурта-на-Одере и Гёттингена. В 1799-1801 в Испании исследовал язык и культуру басков. С 1802 на дипломатической службе (посол при папском престоле в 1802-08, в Вене - с 1810, в Лондоне - в 1817-18), вместе с К. А. фон Гарденбергом представлял Пруссию на Венском конгрессе 1814-15. Деятельность Гумбольдта на посту директора Департамента культов и просвещения (1808-10) ознаменована основанием Берлинского университета (ныне Берлинский университет Гумбольдта), реорганизацией Прусской АН, реформой образования (введение методов И. Песталоцци и др.). Гумбольдт - один из авторов конституции Германского союза 1815-66, в 1815-17 представлял Пруссию в его бундестаге. Назначенный в 1819 министром сословных дел, выступил с критикой Карлсбадских соглашений 1819, что привело к его отставке.

Реклама

Гуманистическое мировоззрение Гумбольдта сложилось на основе идей И. Г. Гердера (наличие в истории высших, духовных целей, включение деятельности индивида в бесконечное поступательное развитие человечества, народы как живые организмы во всемирной истории) и развивалось в 1790-1800-е годы в направлении классически-гармонического идеала И. В. Гёте и Ф. Шиллера (Гумбольдт был лично близок к обоим, в ряде работ разъяснял этический и эстетический смысл их поэзии). Трактат «Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства» («Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestimmen», 1792; полностью опубликован в 1851; русский перевод 1898, 1985), написанный под впечатлением событий Французской революции, - рассуждение о политических условиях, призванных обеспечить свободное развитие индивида и народа: задачи государства сводятся Гумбольдтом лишь к защите внешних границ и обеспечению внутреннего правопорядка. «Тайна всего бытия» заключена, по Гумбольдту, в индивидуальности (личности, народа). Вся философия Гумбольдта может рассматриваться как характерология самобытных форм культуры, выражающих внутреннюю форму «духа народа»; сам Гумбольдт понимал её как антропологию (сохранился его «План сравнительной антропологии», 1795). В русле такой исторической характерологии находятся многочисленные работы Гумбольдта 1790-1800-х годов, посвящённые древнегреческой истории и культуре, в которой Гумбольдт, подобно И. И. Винкельману, Гёте и Шиллеру, видел осуществление идеала «гуманности».

Вершина научной деятельности Гумбольдта - его работы о языке, в которых начала сравнительного языкознания неотделимы от философии языка и культуры. В трактате «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества» («Über die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaues und ihren Einfluß auf die geistige Entwicklung des Menschengeschlechts»), опубликован в качестве введения к работе «О языке кави на острове Ява» («Über die Каwi-Sprache auf der Insel Jawa», Bd 1-3, 1836-39), подчёркивается творческая природа языка: язык - не столько продукт деятельности (ergon), нечто созданное, сколько сама деятельность (energeia) духа, то есть непрестанно совершающийся процесс порождения смысла, «орган, образующий мысль», «продукт языкового сознания нации»; в самой структуре языка (его «внутренней форме») воплощено определённое воззрение на мир («мировидение») того или иного народа.

Исследуя многочисленные языки, разные с точки зрения структуры, - баскский, австронезийские, языки североамериканских индейцев и др. (всего 32 языка, материал некоторых из них рассматривался им впервые), Гумбольдт наряду с А. В. Шлегелем и Ф. Шлегелем явился создателем типологии лингвистической. Гумбольдт впервые выделил инкорпорирующие языки, а также уточнил статус аморфных языков, переименовав их в корневые (смотри Типологическая классификация языков). Будучи по существу основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины, Гумбольдт оказал большое влияние на развитие языкознания. Представителями гумбольдтианства в 19-20 веках явились Х. Штейнталь, А. А. Потебня (концепция внутренней формы слова), Х. Г. К. фон дер Габеленц, К. Фосслер и др. В 20 веке влияние его идей сказалось в американской этнолингвистике (Э. Сепир и Б. Л. Уорф), немецком неогумбольдтианстве (И. Л. Вайсгербер, И. Трир), в России - в работах М. М. Бахтина и его последователей. В 1950-60-е годы идеи Гумбольдта о творческом характере языка были актуализированы Н. Хомским.

Соч.: Gesammelte Schriften. В., 1903-1936. Bd 1-17. В., 1968; Werke. Darmstadt; В., 1960-1965. Bd 1-5; Der Briefwechsel zwischen F. Schiller und W. von Humboldt / Hrsg. von А. Seidel. В., 1962. Bd 1-2; Язык и философия культуры. М., 1985; Избр. труды по языкознанию. 2-е изд. М., 2000.

Лит.: Гайм Р. В. фон Гумбольдт. М., 1898; Шпет Г. Г. Внутренняя форма слова. (Этюды и вариации на темы Гумбольдта). М., 1927; Spranger Е. W. von Humboldt und die Humanitätsidee. 2. Aufl. В., 1928; Binswanger R. W. von Humboldt. Lpz., 1937; Kessel Е. W. von Humboldt. Idee und Wirklichkeit. Stuttg., 1967; Постовалова В. И. Язык как деятельность. Опыт интерпретации концепции В. Гумбольдта. М., 1982; Scurla Н. W. von Humboldt. Werden und Wirken. 3. Aufl. В., 1985.

Ал. В. Михайлов, Ю. Н. Попов, В. М. Алпатов, А. Г. Матвеева (биография).