Гуссерль Эдмунд

Гуссерль (Husserl) Эдмунд

ГУССЕРЛЬ (Husserl) Эдмунд (8.4.1859, Просниц, ныне Простеёв, Чехия - 27.4.1938, Фрайбург-им-Брайсгау), немецкий философ, основатель феноменологии как философского направления. Родился в еврейской семье. В 1876-78 изучал астрономию, математику, физику в Лейпцигском университете, затем математику в Берлине (1878-80) и Вене (1881-82).

По совету Т. Масарика, встреча и дружба с которым сыграла решающую роль в судьбе Гуссерля, он стал посещать лекции Ф. Брентано в Вене (1884-1886), что определило его поворот от математики к философии, понятой как строгая наука. Преподавал в университете Галле (1887-1901), профессор в университетах Гёттингена (1901-16) и Фрайбурга-им-Брайсгау (1916-36); Нюрнбергский расовый закон 1935 лишил его возможности участвовать в академической жизни Германии. Архив Гуссерля, насчитывающий 40 тысяч рукописных страниц, был тайно переправлен в Бельгию пастором Германом Лео ван Бреда, который стал первым руководителем этого архива в Лувене. С 1950 выходит собрание сочинений Гуссерля (Husserliana).

Реклама

Исходная тема и лейтмотив философии Гуссерля - абсолютные принципы и нормы разума, лежащие в основе научного познания, практики и культуры в целом. В программной статье «Философия как строгая наука» («Philisophie als strenge Wissenschaft», русский перевод в журнале «Логос», 1911) Гуссерль подверг критике две основные формы релятивизма - натурализм, для которого всё существующее или просто отождествляется с физической природой, или допускается существование причинно или функционально зависимого от неё психического, и историзм, ставящий под сомнение саму идею объективного познания. Продолжая традицию платонизма, Гуссерль ставит вопрос о сущностном различии между постижением единичных и общих, или идеальных, предметов. Феноменологическое описание этих двух типов постигающего сознания - центральная тема учения Гуссерля о сознании. Основная цель метода Гуссерля - достигнуть строгого разграничения актов сознания, предмета в определённой смысловой данности и являющегося предмета как такового. Это базисное различие можно сравнить с различием между лучом света (сознание), освещённостью предмета (его данность) и освещаемым предметом. Последний не обязательно должен быть реальным; различие между предметом и его данностью сохраняется и в отношении воображаемого, вспоминаемого и т. п. предметов.

Критика психологизма. Учение о сознании. В основополагающей работе «Логические исследования» («Logische Untersuchungen», Bd 1-2, 1900-01, русский перевод, том 1, 1909; том 2, часть 1, 2001) Гуссерль подверг критике различные учения, сводящие логику к психологии: психология - наука о фактах, логика - наука об истинах, и с исчезновением фактов истины об этих фактах не исчезают. Психологизм, сводящий истину к фактам, ведёт, по Гуссерлю, к релятивизму и скептицизму. Гуссерль формулирует программу «чистой логики» как наукоучения, теории всех теорий. Теория состоит из значений, связи которых отличаются, с одной стороны, от связей переживаний в познании (то есть от связей психических актов), а с другой - от связей познаваемых в науке вещей. Между вещами может быть обнаружена причинная или функциональная связь, между элементами теории нет таких связей, это идеальная, логическая связь значений.

Феноменология сознания как область нейтральных по отношению к логике и психологии исследований (сознание дано в опыте как переживание, но не как объект с какими-либо реальными свойствами и частями) должна отказаться от всех нереализуемых в опыте предпосылок. В её сфере «метафизический вопрос» о существовании внешнего мира не обсуждается, а исследования направлены не на предметы, которые при «наивной» установке полагаются существующими, а на акты сознания и их смысловые содержания (значения). Значение отделяется как от материально-вещественного бытия знака, так и от его функций указания и признака, а также от образа фантазии и, главное, от предмета: то, о чём говорится, и то, что говорится, нетождественны. Значение нереально, его статус аналогичен статусу идеальных, общих предметов. Созерцание общего должно иметь чувственную опору, которая, однако, может быть совершенно произвольной: идеальный предмет не связан необходимым образом с каким-либо определённым видом восприятия, памяти и т.д., усмотрение идей («созерцание сущностей») надстраивается над восприятием индивидуальных предметов и процессов (например, восприятие чертежа - это лишь чувственная опора для усмотрения геометрических соотношений). Это созерцание («идеация») полагает сущность, но не полагает существования.

Интенциональность обозначает смысловую направленность на предмет актов сознания (восприятия, памяти, фантазии, мышления и др.), не зависящих от того, существует последний или нет. Познание Гуссерль рассматривает как осуществление значения с определённой степенью полноты и выделяет в качестве основных его актов сигнификацию и восприятие (для реального предмета), категориальное созерцание, или усмотрение общего (для идеального). Истина становится у Гуссерля онтологическим понятием. Истинным может быть как единство значений, независимо от того, усматривает ли его кто-то или нет (например, 2х2 = 4), так и само бытие - «предмет, свершающий истину» («истинный друг», «истинное положение дел» и т.п.). Истинной может быть также структура акта сознания, создающая возможность усмотрения положения дел именно таким, каково оно есть, то есть возможность совпадения мыслимого и созерцаемого. Очевидность как критерий истины является переживанием этого совпадения.

Время, пространство, восприятие. В лекциях 1904/05 (опубликованы в 1928) время рассматривается Гуссерлем не как объективное время (существование его, как и объективного пространства, не отрицается), но как внутреннее сознание времени, а также как темпоральность самого сознания и прежде всего его первичных модусов - восприятия, памяти и фантазии. Внутреннее время - синтез внутренних фаз переживания, его основная структура: 1) теперь-точка (первоначальное впечатление); 2) ретенция, первичное удержание этой теперь-точки (соответственно цепочка ретенций); 3) протенция, то есть первичное ожидание, или предвосхищение, конституирующее «то, что приходит». В учении о времени Гуссерль тщательно различает временной объект с его длительностью, последовательностью фаз и сознание с его конститутивной трёхчленной структурой. Третий уровень сознания времени - абсолютный поток сознания, который соединяет в себе все характеристики сознания в феноменологическом понимании: непредметность, несводимость (самоявленность потока), отсутствие заданного извне направления, воспроизводимость и уникальность. В лекциях 1907 года (Husserliana, Bd 16, 1973) пространство, аналогично времени, рассматривается не в качестве конструкта физики или геометрии, но как пространство воспринимаемого мира, которое конституируется посредством визуальных, тактильных и кинестетических ощущений. Тем самым человеческая телесность становится одной из важных тем философского анализа, а восприятие - парадигмой для исследования других модусов сознания. Гуссерль указывает на принципиальную фрагментарность восприятия пространственного объекта, который всегда дан в определённой перспективе и в определённом ракурсе (Abschattung), так что воспринимающее сознание достраивает целостность предмета.

Феноменологический метод. В «Идеях к чистой феноменологии и феноменологической философии», книга 1 («Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie», Buch 1, 1913, русский перевод 1999), Гуссерль, разрабатывая процедуры феноменологического метода, обозначает термином античных скептиков «эпохе» (воздержание) отстранение от естественной установки, в которой существование предметов не соотносится с актами сознания, придающими предметам определённый смысл, и переход к рефлексивной, феноменологической установке. Синоним «эпохе» - «феноменологическая редукция», то есть «заключение в скобки» причинно-функциональных связей предметного мира и требование удерживать внимание на смысловой направленности сознания на предметы. Трансцендентальная редукция - заключение в скобки собственного сознания как психологической реальности, отказ от объективистского понимания психического; рефлексия - это не наблюдение за сознанием «со стороны», но «оживление» потока сознания и внутренне мотивируемая тематизация определённых смысловых конфигураций. Попытка систематизации феноменологии в «Идеях I» выдвинула на первый план понятие чистого сознания с его коррелятивными структурами смыслополагающего акта (ноэсис) и смыслового содержания (ноэма) и понятие чистого Я, необходимость которого оспаривалась в «Логических исследованиях», с его тремя основными функциями: быть полюсом сознания в отношении к тождественному предмету, данному в различных актах; быть гарантом очевидности в потоке переживаний; быть точкой перехода от одной установки сознания к другой.

Этика. Исходя из аналогии между логикой и этикой, Гуссерль выдвигал идею чистой этики как системы абсолютных и чистых принципов практического разума, не связанного с эмпирией человеческих отношений. Но подобно тому, как логическая непротиворечивость не гарантирует истинности того или иного утверждения в конкретной науке, так и в этике формальные принципы, будучи необходимыми, ещё не гарантируют материальной истинности - истины конкретного поступка. Для этого наряду с формальной аксиологией (аналогом формальной логики) должна быть разработана материальная этика ценностей, которая выявляет априорную структуру (материальное априори) эмоциональной сферы.

Интерсубъективность и жизненный мир. С конца 1920-х годов Гуссерль обращается к проблеме интерсубъективности: описание опыта другого Я (других сознаний), непосредственно недоступного ни во внешнем, ни во внутреннем восприятии, создаёт возможность преодоления солипсизма и обоснования объективности познания. Данность другого Я возможна благодаря опосредствованной интенциональности - сложной системе ассоциативных синтезов, благодаря которым тело другого и другое Я предстают в качестве интенциональной модификации моего тела и моего непосредственно осознаваемого психофизического единства. Другой конституируется при этом не только как природно-телесно-психический феномен, но и как субъективность, конституирующая собственный смысловой мир, в котором Я уже предстаю как Другой. На этой основе образуются монадологические общности более высоких уровней («Многие также даны в опыте друг по отношению к другу как Другие» - «Картезианские медитации». М., 2001. С. 116). Мир при этом выступает как общий, интерсубъективный мир (мир для каждого), то есть пересечение и переплетение объективированных смыслов.

В работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» («Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie», первые две части вышли в 1936, полностью в Husserliana, Bd 6, 1954, русский перевод - 2004) проблема интерсубъективности предстаёт как «парадокс человеческой субъективности». Последняя устанавливает многообразие смысловых связей окружающего мира (субъект, конституирующий мир) и одновременно существует как определённое смысловое звено в этом мире (объект мира), а затем расширяется до универсальной интерсубъективности, которая как человечество, включающее в свой мир «всю совокупность объективного», есть часть мира и в то же время конституирует весь мир. По Гуссерлю, метод разрешения этого парадокса - строгое, радикальное эпохе, исходная точка которого - конкретное человеческое Я. Предпосылка интерсубъективности - конкретный мир-феномен, жизненный мир, горизонт всех наших целей и устремлений, так или иначе реализующихся в предметах; в нём наличествуют как вещи обыденного опыта, так и культурно-исторические реалии, не тождественные объектам научного анализа. В эпоху бурного развития естествознания Гуссерль ставит вопрос о кризисе европейских наук, который он связывает с забвением жизненного мира как смыслового фундамента науки, утратой радикального различия между идеализацией (конструированием понятий и объектов вне реальной сферы восприятия, таких, как «точка», «масса», «социальная структура» и т.п.) и идеацией (усмотрением идеи на основе восприятия), что лишает естественные науки гуманистического содержания.

Философия Гуссерля, став исходным пунктом феноменологического движения, оказала большое влияние на формирование экзистенциализма, персонализма, различных школ в гуманитарных науках 20 века. Среди непосредственных учеников Гуссерля - М. Хайдеггер, О. Финк, Л. Лангребе, Р. Ингарден, Э. Левинас, А. Койре, Я. Паточка, Г. Г. Шпет. В русской философии рецепция идей Гуссерля относится к началу 20 века. Наиболее заметное влияние его идеи оказали на Н. О. Лосского, Б. В. Яковенко, Г. Г. Шпета, А. Ф. Лосева.

Соч.: Husserliana. Gesammelte Werke. Haag, 1950. Bd 1-36; Husserliana. Dokumente. Haag, 1977. Bd 1-10; Husserliana. Studienausgabe, Haag, 1977. Bd 1-2; Письма Гуссерля к Шпету // Логос. 1992. №3; Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994; Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994; Начало геометрии. М., 1996; Husserliana. Materialien. Haag, 2001. Bd 1-8; Основные проблемы феноменологии. СПб., 2004; Избр. философская переписка. М., 2004; Избр. работы. М., 2005.

Лит.: Шпет Г. Г. Явление и смысл. М., 1914; Sokolowski К. The formation of Husserl’s concept of constitution. The Hague, 1964; Какабадзе 3. М. Проблема «экзистенциального кризиса» и трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля. Тб., 1966; Бакрадзе К. С. Психологизм и чистая логика (Гуссерль) // Бакрадзе К. С. Избр. философские труды. Тб., 1973. Т. 3; Schuhmann К. Husserl-Chronik. Denkund Lebensweg Е. Husserls. The Hague, 1977; Aguirre А. Die Phänomenologie Husserls im Lichte ihrer gegenwärtigen Interpretation und Kritik. Darmstadt, 1982; Bernet R., Kern I., Marbach Е. Е. Husserl. Darstellung seines Denkens. 2. Aufl. Hamb., 1993; Ингарден Р. Введение в феноменологию Э. Гуссерля. М., 1999; Молчанов В. И. Аналитическая феноменология в «Логических исследованиях» Э. Гуссерля // Гуссерль Э. Собр. сочинение М., 2001. Т. 3. Ч. 1; Мотрошилова Н. В. «Идеи I» Э. Гуссерля как введение в феноменологию. М., 2003 (библ.).

В. И. Молчанов.