Гуттен Ульрих

ГУТТЕН (Hutten) Ульрих фон (21.4.1488, замок Штеккельберг, близ Шлюхтерна - 29.8.1523, остров Уфенау, Цюрихское озеро), немецкий гуманист, публицист, политик. Рыцарь по происхождению, Гуттен вопреки традициям своего сословия учился в ряде университетов Германии и Италии (1512-1513, 1516-17). Увлечённый культурой античности, он стал мастером неолатинской поэзии и прозы, пропагандировал идеалы гуманистического просвещения, выступал против засилья схоластики и церковной цензуры. Гуттен резко критиковал политику Рима в Германии и произвол князей, развивал тираноборческие идеи и требовал централизации страны во главе с сильной императорской властью. В 1517 году он впервые опубликовал трактат Л. Валлы о подложности «Константинова дара», которым папство веками подкрепляло свои теократические притязания. В 1519-20 Гуттен решительно поддержал Реформацию Лютера, оценив её национально-освободительный потенциал, но выдвинул собственную программу действий, рассчитанную на войну с Римом. Он надеялся на возрождение в её ходе мощи империи и роли рыцарства, на поддержку дворянства городами. Для объединения сил оппозиции Гуттен начал наряду с латынью систематически обращаться в своём творчестве к немецкому языку. Латинские стихи Гуттена, имевшие отчётливо полемический характер, публиковались с 1510 года [сатира «Никто» («Nemo») и др.]; на латинском языке написаны основные сочинения Гуттена (памфлеты, диалоги, речи). Гуттен стал одним из главных создателей шедевра эпохи Возрождения - антиклерикальной сатиры «Письма тёмных людей» («Epistolae obscurorum virorum», 1515-17).

Реклама

В 1517 в Аугсбурге Гуттен был увенчан как «король поэтов» императором Максимилианом I Габсбургом. Как политический оратор Гуттен стал известен благодаря «Речи против турок» («Ad Principes Germaniae, ut bellum Turcis invehant», 1518), произнесённой на Аугсбургском рейхстаге. Лучшие произведения Гуттена - сатирические диалоги в стиле Лукиана: «Лихорадка I» («Febris prima», 1519), «Лихорадка II» («Febris secunda», 1520), «Вадиск, или Римская Троица» («Vadiscus sive Trias Romana», 1520), «Зрители» («Inspicientes», 1520), «Истребитель булл» («Bulla vel Bullicida», 1521), «Coвeтчик I» («Monitor I»), «Советчик II» («Monitor II», оба 1521), «Разбойники» («Praedones», 1521). Среди других произведений Гуттена - трактат «Искусство версификации» («De arte versificandi», 1511), эпиграммы, посвящённые императору Максимилиану I Габсбургу («Epigramme», 1519), речи против герцога Ульриха Вюртембергского, убившего одного из родственников Гуттена («Ulrichreden», 1519), диалог «Арминий» («Arminius», издан 1529), в котором выведена фигура вождя херусков Арминия как борца против владычества Рима в Германии. Гуттен выступил глашатаем интересов части рыцарства, которое пыталось во главе с Францем фон Зиккингеном укрепить свои позиции военной силой (смотри Рыцарское восстание 1522-23). После провала восстания Гуттен бежал в Швейцарию, где вскоре умер. Его творческое наследие сыграло важную роль в развитии немецкого национального самосознания и культуры.

Соч.: Opera quae reperiri potuerunt omnia / Ed. Е. Booking. Lipsiae, 1859-1870. Vol. 1-5. Suppl. Vol. 1-2; Письма темных людей. М.; Л., 1935; Диалоги. Публицистика. Письма. М., 1959.

Лит.: Штраус Д. У. фон Гуттен. СПб., 1896; Kalkoff Р. U. von Hutten und die Reformation. Lpz., 1920; Gräter С. U. von Hutten. Ein Lebensbild. Stuttg., 1988; Культура Возрождения XVI в. М., 1997. Ч. 1.

В. М. Володарский, А. В. Ерохин.