Гзовская Татьяна Васильевна
ГЗОВСКАЯ (урожденная Исаченко) Татьяна Васильевна (18.3.1901, Москва - 29.9.1993, Берлин), российская и немецкая артистка балета, хореограф, педагог. Сестра А. В. Исаченко. Классическому танцу обучалась с 1908 года в Петербургском театральном училище у Е. П. Соколовой и О. И. Преображенской, современному танцу - в Школе музыки и ритма Э. Жак-Далькроза в Хеллерау (Германия) и в студии Ирмы Дункан в Москве. Работала в Мариинском и Большом театрах. Во время Гражданской войны 1917-22 годов начала педагогическую деятельность в Екатеринодаре. С 1925 года жила в Берлине. Преподавала классический танец, ставила танцы в варьете. В 1928-м с мужем В. Гзовским открыла балетную школу, основала труппу «Балет Гзовских». С 1935 года выступала как хореограф в театрах Эссена, Лейпцига, Берлина. В 1943-м за постановку антивоенного балета «Гойески» на музыку одноимённый оперы Э. Гранадоса в берлинском театре «Фольксбюне» подверглась запрету на профессиональную деятельность со стороны фашистских властей. В 1945-52 годах руководила балетной труппой Немецкой государственной оперы в Восточном Берлине. Среди постановок: «Петрушка» И. Ф. Стравинского (1946), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1948), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1949). Конфликт с руководством ГДР вынудил Гзовскую переехать вместе с частью труппы в Западный Берлин. Всемирное признание принесла постановка в 1952 году балета «Идиот» Х. В. Хенце (по роману Ф. М. Достоевского). С именем Гзовской связан расцвет немецкого балета после 2-й мировой войны. Поставила 150 спектаклей, ко многим из которых написала либретто. В 1954-66 годах руководила балетом Немецкой оперы в Берлине (Западный Берлин) и труппой «Берлинский балет», с которой гастролировала во многих странах мира. В 1959-66 - возглавляла также балет Городского театра во Франкфурте-на-Майне. Осуществила ряд постановок в театрах ФРГ, а также в театрах «Колон» (Буэнос-Айрес), «Ла Скала» (Милан), Парижской опере: «Жоан из Сариссы» В. Эгка (1950), «Гамлет» (1951), «Венецианский мавр» (1956) и «Тристан» (1965) Б. Блахера, «Триумф Афродиты» К. Орфа (1953), «Красный плащ» Л. Ноно (1954), «Мавра» (1956) и «Агон» (1959) Стравинского, «Медуза» Г. фон Эйнема (1958), «Ундина» Х. В. Хенце (1959), «Лабиринт правды» Э. Вареза (1964). Соединяя традиции русского классического балета с экспрессивной свободной пластикой, Гзовская выработала собственный стиль «драматического танцевального действия»: лаконичного, остросюжетного, наделённого глубоким трагическим пафосом. Использовала возможности слияния балета с драмой и вокалом («Семь смертных грехов мещанина» Б. Брехта - К. Вайля, 1960). Преподавала в созданной по её инициативе Академии танца в Берлине (с 1976 профессор).
Реклама
Лит.: Heuermann М. Т. Gsovsky und das «Dramatische Ballett». Bremen, 2001; Busch М. W. Т. Gsovsky. Choreographin und Tanzpädagogin. В., 2005.
Л. А. Полётова.