И Цзин

И ЦЗИН (Чжан Вэньмин) [635, Цичжоу (ныне Личэн, провинция Шаньдун) - 713, Чанъань (ныне Сиань)], китайский буддийский монах-паломник, один из крупнейших переводчиков канонической литературы. В 13-14 лет принял постриг в монастыре у чаньского наставника Хуй Чжи, учился у патриархов школы устава-винаи (люй цзун) Фа Ли (569-635) и Дао Сюаня (596-667). Под влиянием путешествий Сюань Цзана И Цзин в 671 году отправился в Индию, где изучал буддизм и приобщался к его святыням. В монастыре Наланда постигал хинаяну (сяо шэн; смотри Тхеравада) и махаяну (да шэн), йогу, медитацию «созерцания средины» (чжун гуань), логику и учение «Абхидхарма-коши» (цзюй шэ). В 695, посетив более 30 государств и собрав около 400 томов (бу) санскритской Трипитаки (смотри Типитака), свыше 500 тысяч шлок гимнов (гатх) и 300 священных реликвий, вернулся в Лоян. Вместе с буддийским монахом Шикшанандой (652-710) и др. перевёл с санскрита на китайский язык «Хуа янь цзин» (санскритский «Аватамсака-сутра» - «Сутра цветущей гирлянды»). В 700-711 занимался самостоятельной переводческой деятельностью, переводил сутры, шастры и уставы-виная, в том числе собрание тантрических заклинаний (дхарани) «тайной школы» (ми цзун). Автор трактатов «Нань хай цзи гуй нэй фа чжуань» («Предание о дхарме, пребывавшей в [странах] Южных морей и вернувшейся в Китай») и «Дай Тан си юй цю фа гао сэн чжуань» («Жизнеописания достойных монахов, взыскавших дхарму в западных землях при Великой [династии] Тан»), в которых содержатся ценные сведения об обрядах и обычаях буддистов Тибета, Непала, Индии и стран Юго-Восточной Азии. И Цзин полагал, что суть махаяны составляют медитативное «созерцание средины» и йога, приводящие к нирване (непань) и раскрывающиеся в учении о высшей мудрости-праджне (божэ-сюэ), подчёркивал идейное единство всего многообразия канонической литературы и особую значимость соблюдения строгих правил в обыденной жизни, нарушение которых может привести к греху.

Реклама

Соч.: Мémoire composé à l’époque de la grande dynastie Т’ang sur les religieux éminents qui allèrent chercher la Loi dans les pays d’Occident. Р., 1894; А record of the Buddhist religion as practised in India and the Malay Archipelago (А. D. 671-695). Oxf., 1896; Дай Тан си юй цю фа гао сэн чжуань / Сверка и коммент. Ван Бан-вэй цзяо чжу. Пекин, 1988.

А. И. Кобзев.