Ибн Хальдун

ИБН ХАЛЬДУН (Ибн Халдун) Абу Зейд Абд ар-Рахман ибн Мухаммад (27.5.1332, Тунис - 17.3.1406, Каир), арабский историк, философ, государственный и общественный деятель. Из знатной высокообразованной семьи, игравшей в 9-13 веках важную роль в политической и культурной жизни мусульманской Испании, а с 13 века - Туниса. В 1349-75 занимал различные посты (от секретаря до вазира) при дворах правителей Туниса, Феса, Гранады и Беджаи (ныне Бужи), а также неоднократно выполнял их дипломатические поручения в христианской и мусульманской Испании и Северной Африке. В 1375 Ибн Хальдун отошёл от политической деятельности и поселился в крепости Калаат-Ибн-Салама в Алжире; сформулировал оригинальный взгляд на исторический процесс. В 1379 Ибн Хальдун вернулся в Тунис, однако в 1382 был вынужден выехать в Египет из-за неприятия его идейно-политических и философских взглядов тунисскими учёными кругами. В Каире он продолжил свою научно-литературную деятельность под покровительством мамлюкских султанов, служил в качестве мусульманского судьи (кади) и преподавал в университете аль-Азхар и медресе аль-Камхия и аз-Захирия. В 1400 году, посетив Сирию в свите мамлюкского султана Фараджа, вёл переговоры с Тимуром, осадившим Дамаск.

Реклама

В своём главном сочинении «Книга поучительных примеров...» («Китаб аль-ибар...») Ибн Хальдун сформулировал учение о развитии общества. В теоретическом «Введении» («аль-Мукаддима») он впервые в арабо-мусульманской философии обосновал необходимость самостоятельной науки об обществе (арабский - ильм аль-умран), которая служила бы методологической основой для осознания сущности исторической и политической деятельности, а также изложил задачи и разработал методику и общие принципы исторического исследования. Будучи последователем и комментатором Ибн Рушда, Ибн Хальдун применил принципы арабского перипатетизма (аверроизма) к изучению общественной эволюции. Основой жизнедеятельности общества Ибн Хальдун считал совместный труд его членов для обеспечения средств к существованию. Главной формой трудовой взаимосвязи людей, по Ибн Хальдуну, является товарообмен, в основе которого лежит равенство стоимости обмениваемых продуктов. Уровень развития культуры и характер правления Ибн Хальдун связывал с разделением труда в государстве и хозяйственной деятельностью подданных. В объяснении социально-исторических процессов Ибн Хальдун уделял особое внимание природно-географическим условиям развития человеческого общества. В последующих частях своего труда он изложил событийную историю народов мусульманского Востока (наиболее детально Магриба), что сделало его сочинение ценным историческим источником. Не менее значительна в качестве источника его автобиография «Ознакомление с Ибн Хальдуном...» («Аттариф би Ибн Хальдун...») - образец средневековой арабской мемуарной литературы.

Оценивая литературное и научное творчество Ибн Хальдуна, современные историки, философы и социологи видят в нём гениального мыслителя, одним из первых попытавшегося создать научную философию истории. Его предположения и теории, сформулированные в условиях арабо-мусульманского Средневековья, предвосхитили идеи общественного договора, трудовой природы стоимости, социологии знания, которые в 15-18 веках активно разрабатывались европейскими мыслителями (Дж. Вико, Т. Гоббсом, Н. Макиавелли, Ш. Л. Монтескьё, А. Смитом и др.).

Соч.: Ознакомление с Ибн Хальдуном и его путешествия по странам Запада и Востока / Публ. Мухаммада ат-Танджи. Каир, 1951 (на араб. яз.); Книга поучительных примеров и собрание сообщений о деяниях арабов, персов и берберов, а также их современников, обладавших властью великих размеров. Бейрут, 1959. Т. 1-7 (на араб. яз.); Избр. произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961. С. 559-628.

Лит.: Бациева С. М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима». М., 1965; Fischei W.J. Ibn Khaldun in Egypt. His public functions and his historical research (1382-1406); а study in Islamic historiography. Berk., 1967; Игнатенко А. А. Ибн-Хальдун. М., 1980; Раби М. М. Система политических взглядов Ибн Хальдуна. Каир, 1981 (на араб. яз.); Simon R. Ibn Khaldun: History as science and the patrimonial empire / Translated by К. Pogâtsa. Bdpst, 2002; Baali F. The science of human social organization: Conflicting views on Ibn Khaldun’s Ilm al-umran. Lewiston; N. Y., 2005.

В. В. Орлов.