Идентичность

ИДЕНТИЧНОСТЬ (от средневекового латинского identicus - тождественный, одинаковый), тождественность, одинаковость, совпадение чего-нибудь с чем-нибудь; в социально-гуманитарном знании - осознание человеком самого себя через набор устойчивых характеристик, ответ на вопрос «Кто я?». Идентичность включает в себя переживание человеком своей принадлежности к тем или иным группам социальным (социальная идентичность), формирующееся в результате идентификации с ними в процессе социализации, а также представления об отличиях от других индивидов и групп, моделях поведения, ценностных ориентирах и т.п. Идентичность является одним из центральных аспектов личностного самоопределения и самосознания человека, помогая ему оставаться самим собой в меняющихся ситуациях и доставляя критерии для оценки окружающего мира и самооценки.

Несформированность идентичности, её рассогласование с опытом индивида или с представлениями и ожиданиями окружающих людей служат причиной нарушений социальной адаптации и здоровья психологического. В случае кризиса идентичности, её утраты или ослабления человек стремится найти новую идентичность. Причиной массового кризиса идентичности являются масштабные социальные трансформации, когда множество людей вынуждены заново отвечать на вопрос «Кто я такой?»; следствием утраты идентичности могут стать отчуждение, аномия, деперсонализация, маргинализация, ролевой конфликт, отклоняющееся поведение и др. Вместе с тем кризис идентичности может иметь и позитивные следствия - овладение новыми навыками, социальными ролями и практиками и т.п. Разрушение идентичности у критически значимой части членов группы приводит к прекращению существования сообщества.

Реклама

Одним из важнейших типов идентичности в современном мире является гражданская идентичность, основанная на принадлежности индивида к государству (стране) и определяющая его интеграцию на макроуровне. Наряду с гражданской идентичностью существуют локальная и региональная идентичность (семья, друзья, соседи). Сохраняют своё значение этническая идентичность (этничность), конфессиональная и др. Разные формы идентичности часто вступают в сложные взаимодействия между собой. Социальная идентичность нередко принимает характер противопоставления «наших» (образ которых идеализируется) и «не наших» (представления о которых конструируются по схеме «образа врага»). Важным аспектом идентичности является гендерная идентичность - осознание своей принадлежности к мужчинам или женщинам, отождествление с культурными образцами маскулинности и феминности (смотри Гендер).

Проблемы идентичности обострились в Новое время в связи с разрушением традиционного общества и сословной системы. Радикальные социальные изменения в 20 веке усилили чувство разрыва с устоявшимися привычными нормами и представлениями. Бурный рост исследований проблем идентичности с середины 20 века в социологии и социальной психологии был обусловлен многочисленными конфликтами культурной, религиозной, этнической, национальной идентичности разных социальных групп, связанными с резким возрастанием социальной мобильности и взаимодействия ранее сравнительно редко соприкасавшихся между собой групп, а также с ускорившейся дифференциацией социальных общностей и стремлением к автономии малых групп. В социологическом контексте понятие идентичности было впервые использовано Д. Рисменом («Одинокая толпа», 1950). В символическом интеракционизме (Ч. Х. Кули, Дж. Г. Мид, американский социолог Э. Гоффман) идентичность рассматривается как результат сравнения себя с другими в процессе социальной коммуникации. В структурном функционализме (Т. Парсонс) идентичность соотносится, прежде всего, с различными ролями социальными. Российский социолог В. А. Луков развивает семиотическую концепцию идентичности, отождествляя её со смыслами и знаками различных культурных тезаурусов. Особую актуальность исследование идентичности приобрело в связи с глобализацией, поставившей, в частности, вопросы соотношения идентичности и мультикультурализма, идентичности и толерантности.

В психологических исследованиях в центре внимания оказываются индивидуальные механизмы формирования и изменения идентичности. Э. Эриксон описал обретение идентичности как ключевую стадию формирования личности, относящуюся к подростковому и юношескому возрасту. Американский психолог Дж. Марсиа выделил четыре возможных типа идентичности: «реализованная идентичность» - формирование самостоятельных представлений о себе как итог активного поиска; «мораторий идентичности» - временный уход от решения проблемы идентичности на фоне продолжающегося поиска; «диффузная идентичность» - безразличие к проблеме выбора определённых моделей поведения; «предрешённая идентичность», обусловленная воспринятыми родительскими ожиданиями и стереотипами, а не самостоятельным поиском и выбором. Проблема идентичности в той или иной форме присутствует во всех основных жизненных коллизиях, поскольку любой жизненный выбор есть выбор одного из вариантов себя (С. Кьеркегор). Э. Фромм обозначил два альтернативных решения проблемы идентичности; через индивидуальное самоопределение (более трудное и редкое) и через принадлежность к социальной группе (более простое и распространённое). Личностная идентичность, не совпадающая с ожиданиями и с идентичностью окружающих, служит источником конфликтов, однако определение себя через групповую принадлежность также проблематично в силу одновременной принадлежности индивида к различным группам (профессиональной, половозрастной, этнической, конфессиональной, соседской, досуговой и др.), ценности и ожидания которых могут не совпадать и порождать конфликты. Личностное самоопределение служит предметом рассмотрения в экзистенциальной психологии, подчёркивающей роль сознания в осмыслении индивидуального опыта (Дж. Бюджентал и др.), и в нарративной психологии, выводящей идентичность из конкретной истории личности. Характерные для 20 века быстроменяющиеся условия жизни, ускоренное технологическое и социальное обновление превратили неустойчивость и пластичность идентичности в закономерное и естественное явление; всё большее распространение получает идея фрагментарности и множественности идентичности.

Лит.: Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984; Giddens А. Modernity and self-identity. Self and society in late modern age. Camb., 1991; Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. №3/4; Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. №1; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996; Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002; Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л. Б. Шнейдер. М., 2003; Handbook of self and identity. N. Y., 2003; Гудков Л. Д. Негативная идентичность. М., 2004.

Д. А. Леонтьев, О. О. Савельева.