Идентификация

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (от позднелатинского identifico - отождествлять),

1) в социологии - процесс самоопределения индивида (или определения другого) в социальном пространстве, в социальных группах и сообществах, а также в системе их взаимодействий. Результатом идентификации является осознание человеком своей идентичности. Понятие было введено 3. Фрейдом («Групповая психология и анализ Эго», 1914). В социологии проблемой идентификации занимались американские социологи Ч. Х. Кули, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, французский социальный психолог С. Московичи, британский социолог 3. Бауман, немецкий философ и психолог Э. Фромм. Социальный и психологический механизмы идентификации - соотнесение и отождествление себя (самоидентификация) или другого с теми или иными людьми или группами (реальными или воображаемыми). Индивид в процессе самоидентификации «примеряет» на себя различные социальные образцы (модели поведения, оценки, взгляды, ценности, нормы, интересы, роли, статусы), определяя «свою» группу, в рамках которой он будет чувствовать себя наиболее комфортно. В результате групповые признаки, интересы, мнения и т.д. превращаются в компоненты самосознания личности (Г. Тажфель), она усваивает социальные стандарты мышления и деятельности (немецкий социолог Х. Абельс). Социальная идентификация может также реализовываться как эмоционально-когнитивное отождествление себя с каким-то реальным или выдуманным лицом, подражание ему и прямое копирование, что особенно свойственно детскому и юношескому возрасту.

Реклама

Объективное назначение идентификации - включить индивида в систему групповых и межгрупповых взаимосвязей и взаимодействий. Её субъективная необходимость обусловлена стремлением индивида слиться с общностями и группами, которые обеспечат защиту его жизни, интересов, потребностей в развитии и самовыражении перед лицом реальной или мнимой опасности, исходящей от других общностей (В. А. Ядов).

В структурно-функциональных теориях решающее значение в процессе идентификации придаётся социализации (идентификация посредством социализации абсолютно доминировала в традиционном обществе, в котором человек практически не мог выйти за рамки сословия, местной общины, наследственного профессионального занятия.) В интерпретативной социологии, в частности в символическом интеракционизме, идентификация соотносится с осознанием своей социальной позиции через а) восприятие себя другими, б) противопоставление себя другим. «Перенимая роль другого, человек осмысливает самого себя» (Дж. Мид). В интегративных теориях (французский социолог П. Бурдье) идентификация понимается как взаимодействие социальных механизмов с процессами конструирования индивидом социальной реальности с помощью личностных ресурсов и предпочтений.

Идентификация выполняет интегрирующую (объединение со своей общностью) и дифференцирующую (дистанцирование от других) функции. Для стабильных социальных ситуаций характерна иерархическая идентификация, когда человек осознаёт себя членом сообществ различного уровня (человечества, народа, нации, среднего класса и т.д.). В трансформирующихся обществах идентификации могут быть нарушены, слабо коррелировать друг с другом. Человек может ощущать свою одновременную принадлежность к несовместимым группам. Поскольку процесс социальной идентификации приводит в конце концов к осознанию людьми своих интересов как членов группы, его можно рассматривать как один из механизмов социального развития, формирования гражданского общества.

Лит.: Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984; Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ / Под редакцией В. А. Ядова. М., 2005.

О. О. Савельева.

2) В криминалистике - процесс установления тождества конкретного объекта или личности по совокупности общих и частных признаков путём сравнительного их исследования в целях получения судебных доказательств. Термин «идентификация» употреблялся ещё А. Бертильоном, встречался и в работах русских дореволюционных криминалистов. В середине 20 века сформировалась специальная теория идентификации, базирующаяся на принципах индивидуальности объектов материального мира, их относительной неизменности, на возможности выделения характеризующих их признаков, совокупность которых позволяет осуществить идентификацию. В зависимости от субъекта, объекта и способов идентификации различают следственную (например, предъявление для опознания), уголовно-регистрационную (по данным криминалистических учётов) и экспертную (по материально-фиксированным признакам) идентификацию. В судебной практике важное значение имеет идентификация личности по почерку, внешности, по следам рук, ног, зубов; отождествление печатей, штампов - по их оттискам; оружия - по стреляным пулям и гильзам; обуви - по её следам; инструментов и орудий взлома - по следам взлома; транспортных средств - по следам протектора, колёс; целого - по совмещению его частей (например, частей разбитой автомобильной фары, разорванного документа и др.).

Для признания итогов криминалистической идентификации в качестве доказательств по делу они должны быть выражены в процессуальных актах (протокол предъявления для опознания, заключение эксперта).

Лит.: Потапов С. М. Введение в криминалистику. М., 1946; Колдин В. Я. Идентификация и ее роль в установлении истины по уголовным делам. М., 1969; Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. М., 1987-1988. [Кн. 1-2].