Идеология

ИДЕОЛОГИЯ (от греческого ιδέα - видимое, вид, форма, понятие и ...логия), теоретически оформленная система идей, представлений (нередко восходящих к мифологическим), выражающая суть социальных интересов определённых классов, слоёв, групп или общества в целом. Концептуально объясняет социальную реальность (в настоящем и будущем) и формирует её образ, ценностно-приемлемый и желательный для общества или отдельных социальных групп; к идеологии также относят программы деятельности по достижению сформулированных в её рамках социальных целей. На основе идеологии формируются общественные (групповые) сознание и поведение. В этом смысле идеологию можно рассматривать как инструмент социального управления, в частности, как средство мобилизации людей на долгосрочные действия по реализации политических и иных программ.

Ядро идеологии составляет корпус идей о власти: её природе, обретении, удержании и реализации. Выполняет одновременно интегрирующую и дифференцирующую функции: объединяет носителей данной идеологии, формирует их коллективное сознание, установки, волю, согласие; отделяет их от групп с иной идеологией, а иногда противопоставляет им. Появление той или иной идеологии отражает не только стремление человека и социума удовлетворить прагматические интересы, но и их потребность в ценностной ориентации деятельности, в социальном идеале, в существовании со смыслом поверх обыденного.

Реклама

Будучи поддержана властью и ведущими социальными силами, идеология может приобрести обязывающий по отношению к данному обществу или группе характер, формировать их идейно-нравственные ценности и установки. Институционализация идеологии осуществляется через деятельность политических партий и движений, пропаганду, агитацию и т.д. В тоталитарном обществе она имеет публично-принудительную силу в самых различных областях социального бытия и сознания, а в её поддержании и распространении задействованы почти все социальные институты: власть, право, СМИ, образование и т.д. Социальная направленность и обязывающий характер отличают идеологию от мировоззрения.

Любая идеология претендует на абсолютную истинность. Но, в отличие от религии, содержанием идеологии является истина относительная, доступная, в принципе, проверке человеческим опытом. Поскольку социальная ситуация изменчива, идеологии по сравнению с религиями недолговечны, они редко сохраняют свою актуальность и системность более нескольких десятилетий. Идеология при определённых обстоятельствах может ассоциироваться с религией и, напротив, может стать мирской заменой религии в условиях ослабления последней. Ж. Ж. Руссо называл комплекс господствующих в обществе светских идей «гражданской религией» («Об общественном договоре», 1762). Американский теолог Р. Нибур связывал появление трёх наиболее значимых в 20 веке идеологий - либеральной, марксистской и фашистской - с ослаблением влияния христианства в Европе. В свою очередь, институционализация религии сопровождается формированием религиозной идеологии, выходящей за рамки собственно вопросов веры.

Идеология не является формой науки и не может быть исходной посылкой или инструментом познания; более того, силовое давление идеологии на науку может привести к разрушению последней. Вместе с тем наука может содействовать формированию идеологии, исследуя и оценивая отдельные её концепции и конструкты.

Феномен идеологии - предмет научного исследования более 200 лет. Термин «идеология» (idéologie) ввёл французский философ и политик А. Л. К. Дестют де Траси («Этюд о способности мыслить», 1796). В книге «Элементы идеологии» (тома 1-4, 1801-15) он представил идеологию как эмпирическую науку, изучающую обращение идей в обществе. В марксизме термин «идеология» использовался в двух смыслах: в широком - как компонент общественного сознания (наряду с политическим, моральным, правовым, религиозным), и в узком - как иллюзорное представление о реальности, сформированное господствующим классом для реализации своих интересов. В. И. Ленин, определив марксизм как идеологию революционного пролетариата, выдвинул на первый план её роль в политической борьбе, в противостоянии классово чуждым идеологиям. Немецкий социолог и философ К. Манхейм («Идеология и утопия», 1929) впервые противопоставил идеологию (идеи господствующих в обществе социальных групп) и утопическое сознание (идеи групп, борющихся за власть).

Общепризнанной типологии идеологии и взаимосвязанных критериев её классификации нет. Во-первых, интересы и потребности общностей, групп, которые со временем оформляются в конкретную идеологию, локализованы на разных уровнях и в разных областях общественной жизни (коренное изменение принципов государственного и общественного строя, утверждение этнической и культурной самобытности, легитимация религиозной идентичности и др.). Во-вторых, на основополагающие постулаты идеологии существенный отпечаток накладывают личностные пристрастия идеологов (в своё время М. Тэтчер придала совершенно новый облик традиционному британскому консерватизму). Наконец, в силу того, что идеология представляет собой инструмент практической политики, зачастую аргументы в её обоснование отбираются не только по системным требованиям, но и по прагматическим соображениям, вследствие чего многие идеологические построения являются эклектичными.

По мнению Д. Белла (автора термина «конец идеологии» и одноимённой книги, 1960), феномен идеологии присущ индустриальному обществу с характерной для него классовой борьбой и социальными конфликтами. В обществе массового потребления эти стороны социальной жизни исчезают или становятся малозначимыми, соответственно исчезает необходимость в идеологии (этой же точки зрения придерживаются американские социологи и политологи Х. Арендт, Р. Арон, 3. Бжезинский, С. Липсет, Э. Шилз). С несколько иных позиций критиковали идеологию последователи франкфуртской школы, усматривая в ней «ложное сознание», ограничивающее свободу человека, творчество и служащее средством идейного подавления (Г. Маркузе, «Одномерный человек», 1964). Альтернативой деидеологизации концепции в 1970-80-е годы стала теория «реидеологизации», акцентирующая внимание на росте значения системных социальных идей в современном мире [немецкие политологи О. Лемберг («Идеология и общество»), Я. Барион («Что такое идеология?»)]. В середине 20 века появились семиотические концепции идеологии (М. М. Бахтин, Р. Барт, Ю. Кристева, У. Эко), снимающие с этого понятия классово-политические обертоны и соотносящие идеологию со знаково-символическими системами, функционирующими в социуме.

Сегодня к основным направлениям изучения идеологии относятся: структурное (идеология как часть духовной жизни общества); генетическое (происхождение, соотнесение с определёнными социальными силами); функциональное (социальные функции идеологии); институциональное (конфигурации идеологических аппаратов, методы идеологического воздействия и манипулирования). В России тема идеологии обсуждается также в контексте дилеммы «левая - либеральная идеологии», «национальные идеи», геополитический статуса страны.

Лит.: Habermas J. Technik und Wissenshaft als Ideologie. 11. Aufl. Fr./М., 1981; Lipset S. М. Political man: the social bases of politics. 2nd ed. L., 1983; Антонович И. И. Социодинамика идеологий. Минск, 1995; Формирование новой российской идеологии // Свободная мысль. 2000. №3.

О. О. Савельева.