Иерусалим

ИЕРУСАЛИМ, город в Израиле; в административном отношении образует одноимённый округ. Население 743,5 тысяч человек (2007; свыше 65% евреи, 32% арабы), крупнейший по численности населения город страны. Расположен в центральной части Израиля, на плоскогорье и на склонах Иудейских гор (средняя высота 700 м). Узел автомобильных и железных дорог. Аэропорт (обслуживает внутренние рейсы); в 51 км от Иерусалима - международный аэропорт имени Д. Бен-Гуриона.

ИЕРУСАЛИМИерусалим впервые упоминается в египетских письменных источниках середины 2-го тысячелетия до нашей эры, в частности, в документах Эль-Амарнского архива [письма царя Иерусалима Абдихибы египетскому фараону Аменхотепу IV (Эхнатону)]. Около 1000 года до нашей эры царь Давид захватил Иерусалим, населённый до того ханаанейским племенем иевусеев (смотри Ханаанеи), и сделал его столицей своего царства. При царе Соломоне город был расширен и укреплён; построен Иерусалимский храм. После распада еврейского государства (930-920-е годы до нашей эры) Иерусалим стал столицей Иудейского царства. В 586 до нашей эры его разрушил вавилонский царь Навуходоносор II, а население увёл в Вавилонию. После завоевания Вавилона персами (539 до нашей эры) евреям было разрешено вернуться в Иерусалим.

Реклама

В 332 до нашей эры Иерусалим вошёл в состав державы Александра Македонского, а после её распада стал объектом соперничества Птолемеев (владели Иерусалимом до 200 до нашей эры) и Селевкидов. В 167 году до нашей эры началось восстание евреев против селевкидской власти, в результате которого Иерусалим стал столицей независимого государства Хасмонеев. В 63 до нашей эры Палестина была завоёвана Помпеем и вошла в сферу влияния Рима. В правление царя Иудеи и римского союзника Ирода I Иерусалим пережил ещё один период расцвета. С 6 года нашей эры город перешёл под прямое римское управление, осуществлявшееся прокураторами, из которых наиболее известен Пилат Понтий (26-36), осудивший на смерть Иисуса Христа. Во время восстания евреев против Рима 66-74 (смотри Иудейская война) Иерусалим был в 70 взят армией римского полководца Тита (с 79 император) и разрушен. После подавления восстания Бар-Кохбы (132-135) император Адриан основал на месте Иерусалима римскую колонию Элия Капитолина.

ИЕРУСАЛИМ

С распространением христианства в Римской империи Иерусалим стал почитаться как священный город, центр христианского паломничества. После 326 император Константин Великий и его мать Елена воздвигли на месте распятия и погребения Христа храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня), перестроенный Юстинианом I в 6 веке. В городе было возведено множество церквей и монастырей. В 614 Иерусалим захвачен персами и сильно разрушен, а значительная часть его населения истреблена.

ИЕРУСАЛИМВ 630-е годы Ближний Восток был завоёван арабами-мусульманами (смотри Арабские завоевания). В 638 после длительной осады Иерусалим сдался отрядам халифа Омара ибн аль-Хаттаба. Под арабским владычеством город обрёл статус третьей (после Мекки и Медины) святыни ислама. Несмотря на важность религиозной роли Иерусалима в жизни средневековых христианской, иудейской и мусульманской общин, в административно-политическом плане он оставался незначительным городом. В 1099 Иерусалим был захвачен крестоносцами (смотри Крестовые походы) и стал столицей Иерусалимского королевства. В 1187 египетский султан Салах ад-Дин отвоевал город, однако на краткий период (1229-44) крестоносцы смогли вернуть его под свою власть. С 1250 под властью мамлюков. В 1516 Иерусалим вошёл в состав Османской империи. В 19 веке в Иерусалиме были учреждены представительства многих христианских государств и церквей. Во 2-й половине 19 века город стал центром еврейской иммиграции и начал быстро расти. В 1860 году за пределами городской стены началось строительство Нового города, скоро превысившего по размерам старую часть Иерусалима. Евреи с середины 19 века составляли половину населения Иерусалима, христиане и мусульмане - по 25%. Общая численность жителей Иерусалима на начало 20 века достигала 50 тысяч человек.

ИЕРУСАЛИМВ ходе 1-й мировой войны Иерусалим был занят британскими войсками (декабрь 1917). В 1920-1948 административный центр британской подмандатной территории Палестина. В 1920, 1929, 1936 город становился ареной арабо-еврейских столкновений. Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №181 (II) от 29.11.1947 о разделе Палестины на еврейское и арабское государства, Иерусалиму был придан статус особой международной зоны под управлением ООН. По итогам арабо-израильской войны 1948-49 (смотри Арабо-израильские войны) Иерусалим был разделён на две части: западная часть отошла к Израилю, а восточная со Старым городом - к Иордании. В 1950 израильское правительство объявило Иерусалим столицей Израиля, однако это решение не было признано большинством государств. В ходе арабо-израильской войны 1967 Восточный Иерусалим был захвачен израильскими войсками и в 1980 аннексирован, несмотря на протесты ООН. Город управляется как единая административная единица, однако между еврейским и арабским населением сохраняются фактические территориальная сегрегация и глубокие социально-культурные различия. В начале 21 века статус Иерусалима остаётся одним из наиболее сложных вопросов урегулирования ближневосточного конфликта.

Систематические археологические исследования Иерусалима ведутся с 1860-х годов. Древнейшее городское поселение на месте Иерусалима восходит ко 2-й половине 4-го тысячелетия до нашей эры. На холме Офель, к югу от Храмовой горы (так называемый Град Давида), сохранились погребения и остатки древнего поселения 14-13 и 10-7 века до нашей эры - городских стен, жилищ, также выдолбленный в скале подземный водовод Езекии (система цистерн и тоннелей, ведущих к Силоамской купели; конец 8 века до нашей эры).

Старый город - исторический центр современного Иерусалима - опоясан стенами, занимает площадь около 1 км2. Ныне существующие величественные стены (местами до 20 м в высоту) возведены Сулейманом I Кануны в 1537-41 годах на месте более ранних средневековых и имеют 8 ворот: Дамасские (Шхемские), на основании античной триумфальной арки; Ирода Великого (Цветочные), Львиные (Святого Стефана), Золотые (Милосердия; заложены в 1187 камнем; по легенде, они откроются во время пришествия Мессии), Мусорные (Навозные), Сионские (Пророка Давида), Яффские и Новые.

ИЕРУСАЛИМ

ИЕРУСАЛИМВнутри Старого города исторически сложились 4 квартала, заселённые по религиозному принципу: еврейский - на юго-востоке (к западу от Стены Плача; вход через Сионские и Мусорные ворота), мусульманский - на северо-востоке, включая также Храмовую гору (вход через Дамасские ворота, ворота Ирода и Львиные), христианский - на северо-западе (к нему ведут Яффские и Новые ворота) и армянский - на юго-западе (вход через Яффские и Сионские ворота). На территории еврейского квартала раскопаны остатки городских стен 8-1 века до нашей эры, домов с мозаичными полами и купальнями (7 век до нашей эры) и др. Храм Соломона, построенный в 10 веке до нашей эры, много раз разрушался и восстанавливался; в 70-х годах нашей эры разрушен римлянами окончательно; сохранилась часть храмовой платформы времени Ирода I - Западная стена, или Стена Плача (с несущими арками), главная святыня иудаизма. Близ Яффских ворот - Цитадель (так называемая Башня Давида), возведённая на месте постройки Ирода I (перестраивалась в 14-16 веках; ныне Музей истории Иерусалима). В еврейском квартале - остатки центральной улицы (Кардо) римской колонии Элия Капитолина с колоннами и арками, восстановленные жилые дома иродианского периода и синагоги, в том числе древнейшая - Рамбана (1267), комплекс из 4 сефардских синагог (16 век), руины синагоги Хурва (18 век).

ИЕРУСАЛИМГлавная святыня христианства - расположенный в центре христианского квартала Храм Гроба Господня (строился с 326-327); к нему ведёт от Львиных ворот так называемый Скорбный путь, или Крестный путь (Via Dolorosa, или Via Crucis), где сохранились памятники римского периода - участки мощёных покрытий, триумфальная арка 2 века нашей эры - так называемый Ессе Homo, и др.; в Новейшее время возведены церкви Сестёр Сиона (2-я половина 19 века) и Бичевания (1920-е годы, архитектор А. Барлуцци), армянская часовня (19 - 1-я половина 20 века), памятные молельни, кресты. Рядом со Скорбным путём, недалеко от Львиных ворот, - остатки Купели Вифезда с руинами церквей византийского периода и эпохи крестоносцев, монастырь и церковь Святой Анны (1140, перестроена в 19 веке). В христианском квартале находятся церкви Иоанна Крестителя (триконх, увенчанный куполом; 11-12 века), Спасителя (Искупления; лютеранская, 1889-90, с высокой колокольней), ряд монастырей. Близ Стены Плача сохранились остатки византийской церкви Богородицы (Неа, 543). В армянском квартале находятся кафедральный собор Святого Иакова Старшего (12 век) и Армянский патриархат. Здесь открыты остатки дворца Ирода I и королевского дворца эпохи крестоносцев.

ИЕРУСАЛИМГлавные мусульманские святыни Иерусалима - возведённые на Храмовой горе, где ранее стоял Иерусалимский храм [на площади Священного двора (Харам аш-Шариф)], мечети: Куббат ас-Сахра (Купол скалы; центральнокупольная, 8-гранная), позолоченный купол которой является символом города; Аль-Акса и мечеть Цепи (8 век). В мусульманском квартале - многочисленные мечети, постройки периода мамлюков. В христианском квартале, недалеко от Храма Гроба Господня, находится мечеть Омара (15 век). Большая часть современного мусульманского и часть христианского кварталов заняты рынком. У стен Старого города в Новейшее время построены церковь Сан-Пьетро-ин-Галликанту, монастыри: близ Сионских ворот - Святого Креста (армянский, 14 век); близ Новых ворот - Нотр-Дам-де-Франс (августинский, 1887); близ Дамасских ворот - Святого Стефана (доминиканский, 1900). К северу от Дамасских ворот раскопками открыты древние гробницы, в том числе «Гробница царей» и «Гробница в саду», почитаемая некоторыми протестантами как истинное место погребения Иисуса. Старый город включён в список Всемирного наследия.

Сионская гора расположена у юго-западного угла Старого города. Здесь находятся Гробница Давида, францисканская церковь на месте Сионской горницы (место Тайной вечери - так называемый Сенакулум), церковь Успения Пресвятой Богородицы (построена в 4 веке, разрушена в 614 году, вновь отстроена крестоносцами в 11 веке, разрушена в 1187; современное здание построено в 1898-1900-х годах по повелению германского императора Вильгельма II, архитектор Г. Ренард; аббатство бенедиктинцев), иудейские иешивы, Музей холокоста. На Старом протестантском кладбище похоронены многие британские дипломаты, миссионеры и археологи.

ИЕРУСАЛИМ

К западу от Сионской горы находится древний резервуар для воды, обновлённый в 16 веке Сулейманом I Кануни («Купальня султана»; ныне - открытый концертный зал). К югу от Сионской горы проходит долина Хином (Геенна), которая на востоке соединяется с долиной Кидрона, огибающей с востока холм Офель и Храмовую гору. В долинах Хином и Кидрона находился древний некрополь Иерусалим; сохранились эллинистические гробницы, вырубленные в скалах (в том числе семьи Хезир - с дорическим портиком) и отдельно стоящие (первосвященника Захарии и так называемая Колонна Авессалома). Западный склон долины Кидрона у  восточного подножия Храмовой горы занят мусульманским кладбищем,  восточный склон, поднимающийся на Масличную гору, - древнейшим в мире еврейским кладбищем.

ИЕРУСАЛИММасличная (Елеонская) гора находится к востоку от Старого города. На ней расположены: церковь Вознесения (покрытый куполом 8-гранник, 12 век, перестроена в 13 веке), кармелитский женский монастырь с церковью Патер-Ностер, «Церковь всех наций» в Гефсимании (католическая, 1919-24; сохранились руины первоначально стоявшего здесь храма 4-6 века) и часовня Скорбящего Господа (Плача Господня; францисканская, 1954-55, обе - архитектор А. Барлуцци). РПЦЗ принадлежат женские монастыри, основанные во 2-й половине 19 века: на вершине горы - Спасо-Вознесенский с Троицким собором (колокольня высота 64 м); Святой Марии Магдалины с церковью с 7 золотыми куполами (построена по повелению российского императора Александра III в 1885-88; могила великой княгини Елизаветы Фёдоровны). У подножия горы - греческая и армянская церковь с гротом Гроба Богородицы.

К северу от Масличной горы находится гора Скопус (самая высокая точка Иерусалима) со зданиями Еврейского университета, Медицинского центра «Хадасса», госпиталя Августы Виктории (основан Вильгельмом II во время посещения Иерусалима в 1898 в честь жены). Здесь открыты также погребения эпохи Ирода I.

Западная и северная части Иерусалима (так называемый Новый Иерусалим) застраивались с 1860-х годов. Инициатор первых еврейских поселений в Новом Иерусалиме - М. Монтефиори. В 1874 в Западном Иерусалиме основано второе еврейское поселение - ныне квартал ортодоксальных иудеев Меа-Шеарим («Сто Ворот»). В местности Эйн-Керем («Источник в винограднике»; по преданию, связана с детством Иоанна Предтечи) Антонином (Капустиным) основан женский Горненский монастырь Святого Иоанна Предтечи (РПЦ; церковь Казанской Божией Матери, 1880-83; Троицкий собор, ныне - Всех Святых, в земле Российской просиявших, строительство начато в 1910, возобновлено в 1997). В Эйн-Керем расположены также католический монастырь Святого Иоанна Предтечи, Медицинский центр «Хадасса» (1934-41, архитектор Э. Мендельзон; 1960, архитектор И. Нейфельд; синагога с витражами М. 3. Шагала) и др. В западной части Иерусалима находится монастырь Святого Креста (12 век; вначале грузинский, ныне греческий; постройки и роспись связываются с грузинской царицей Тамарой и Ш. Руставели).

ИЕРУСАЛИМГенпланы застройки Нового Иерусалима принадлежали П. Геддесу, Ч. Р. Ашби (1919-22), К. Холлидею (1930), Г. Кендаллу (1944). Были построены здания Рокфеллеровского музея (1930- 1935, архитектор О. Сент-Барб Харрисон; в основе - коллекции Палестинского археологического музея), кнессета (закончен в 1966; архитектор Й. Кларвейн), Израильского музея, национальный мемориал «Яд Вашем» и др.

Иерусалим - центр науки, образования и культуры Израиля. Крупнейшее научное учреждение Иерусалима - Израильская Академии Наук в Иерусалиме (1961; включает около 30 научных институтов), однако большая часть исследований в области естественных, общественных и гуманитарных наук осуществляется не в структуре АН, а в Еврейском университете (открыт в 1925; в новом здании - после 1954, архитекторы Д. и Р. Карми, Ц. Мельцер, А. Мансфельд, М. Вайнрауб, Э. Рау, Д. Резник, А. Александрони и др.), оказывающем решающее влияние на формирование национальной политики в области научных исследований. Среди других научных учреждений - Иерусалимская академия медицинских наук (1957), научно-исследовательские институты: Папский библейский институт (1927), Институт исследований Талмуда и еврейского права (1932), исследований в сфере поведенческих наук имени Г. Сольд (1941), стандартов (1953), Научно-технологический институт по проблемам Галахи (1963), Экуменический институт высших теологических исследований (1972), Институт исламского искусства имени Л. А. Майера (1974); Израильское космическое агентство (1988). Крупнейшие вузы: Академия художеств и прикладного искусства «Бецалель» (1906; современный статус с 1969), Колледж Хадасса (1970), Академический центр имени Руппина (1949), технологический колледж (1969), Учительская семинария имени Д. Елина (1914), Женский педагогический колледж (1964). Национальная и университетская библиотека (1892), Национальная медицинская библиотека Мюриэл и Филиппа Берман (1919), Публичная городская библиотека (1961).

В Иерусалиме работают «Иерусалимский театр Хан» (1967), кукольный театр «Карон» («Вагон», 1981), экспериментальный театр «Междисциплинарная арена» (1988), Камерный оперный театр «Aeterna opera» (2003). Проводятся ежегодный международный Израильский фестиваль (с 1982, основан в 1961 в Кесарии), Международный кинофестиваль (с 1982), международные фестивали: кукольных театров, камерной музыки (с 1997). Актёрская студия Нисана Натива, Школа визуального театра. Пользуются известностью Иерусалимский симфонический оркестр (1936, до 1940 Симфонический оркестр радио), Иерусалимский струнный квартет, «Музыкальное трио» (исполняет, наряду с классикой, клезмерскую музыку). Действуют Академия музыки и танца имени С. Рубина (1947), Иерусалимский музыкальный центр (1973). Проводится музыкальный конкурс имени Л. Бернстайна.

Иерусалимский футбольный клуб «Бейтар» (выступает на стадионе «Тедди Колек», 21 тысяча мест) - 5-кратный чемпион Израиля (1987-2007); баскетбольный клуб «Хапоэль» (дворец спорта «Мальха», 3 тысячи мест) - обладатель Кубка УЛЕБ (2004).

Основа экономики города - сфера услуг (занято свыше 87% работающих, 2004; выше среднего по стране); её основные сектора - государственное управление, культура и образование, здравоохранение, бизнес-услуги, торговля и др. Иерусалим - центр туризма мирового значения; ежегодно город посещают свыше 2 миллионов иностранных туристов и паломников. Развито гостиничное хозяйство (около 70 отелей, 2006). В промышленности занято около 7% работающих; большая часть предприятий сконцентрирована в нескольких индустриальных зонах и пригородах. Иерусалим - один из центров современных высокотехнологичных производств (сосредоточено около 400 предприятий, в основном специализирующихся в области компьютерных технологий и телекоммуникаций, биотехнологий; расположены преимущественно в индустриальной зоне Хар ха-Хоцвим). Действуют предприятия крупных международных и израильских концернов, в том числе «Intel» и «Motorola» (выпуск электронных схем для компьютеров), «AVK Israel» (микросхемы для приборов мобильной связи), «Elbit Systems Ltd.» (ESL; электронное оборудование), «Tadiran Communications Ltd.» (электронное оборудование военного назначения, промышленная и бытовая электротехника). Развита фармацевтическая (Лаборатория по промышленному производству вакцин, сывороток, ферментов, гормональных препаратов и др. при Еврейском университете) промышленность. Ювелирное дело (предприятия по обработке, шлифовке и огранке алмазов). Традиционные отрасли промышленности: полиграфическая, пищевая (предприятия израильского концерна «Tnuva» - сыры и молочные продукты; производство вин), текстильная, кожевенно-обувная. В промышленной зоне Тальниот в южной части Иерусалима - предприятия мебельной, деревообрабатывающей промышленности, по производству стройматериалов.

Лит.: Vincent L. Н., Abel F. М. Jérusalem: Recherches de topographie, d’archéologie et d’histoire: Jérusalem nouvelle. Р., 1912-1926. Vol. 1-3. Pt. 1-5; Ashbee С. R. Jerusalem, 1918-1922. L., 1921-1924. Vol. 1-2; Atlas of Jerusalem / Ed. D. Amiran. N. Y., 1924-1973. Vol. 1-2; Kendall Н. The Jerusalem city plan. L., 1948; Vincent L. Н., Steve М. А. Jérusalem de l’Ancien Testament. Р., 1954-1956. Vol. 1-3; Kutcher А. The new Jerusalem: planning and politics. L., 1973; Sharon А. Planning Jerusalem: the old city and its environs. Jerusalem, 1973; Yadin Y. Jerusalem revealed: archaeology in the holy city, 1968-1974. Jerusalem, 1976; Gilbert М. Jerusalem: illustrated history atlas. L., 1977; idem. Jerusalem: re-birth of а city. L., 1985; Kroyanker D. Jerusalem: planning and development. Jerusalem, 1982-1985. Vol. 1-2; idem. Jerusalem architecture: periods and styles. Jerusalem, 1993. Vol. 1-6; Avigad N. Discovering Jerusalem. Jerusalem, 1983; Ben Don М. In the shadow of the Temple: the discovery of Ancient Jerusalem. N. Y., 1985; Bahat D. Carta’s historical atlas of Jerusalem: an illustrated survey. Jerusalem, 1986; Burgoyne М.Н., Richards D. Mamluk Jerusalem. L., 1987; Fleckenstein К. Н., Мüller W. Gerusalemme: Città santa di ebrei, cristiani е musulmani. Roma, 1989; Mazar Е., Mazar В. Excavations in the south of the Temple Mount. Jerusalem, 1989; Brunelli R. Storia di Gerusalemme. Mil., 1990; Walls А. G. Geometry and architecture in Islamic Jerusalem: а study of the Ashrafiyya. [L.], 1990; New encyclopedia of archaeological excavations in the Holy Land. Jerusalem, 1993. Vol. 1-4; Elad А. Medieval Jerusalem and islamic worship: Holy places, ceremonies, pilgrimage. Leiden, 1995; Peters F. Е. Jerusalem: the Holy city in the eyes of chroniclers, visitors, pilgrims and prophets from the days of Abraham to the beginnings of Modern times. 2nd ed. Princeton, 1995; Murphy-О’Connor I. The Holy Land. Oxf.; N. Y., 1998; Cattan Н. Jerusalem. L., 2000; Elon А. Gerusalemme: Città di specchi. 2 ed. Mil., 2000; Кацнельсон М. Иерусалим - город трех религий. СПб., 2001; Дмитриевский С. М. Русские раскопки на Елеонской горе. М., 2006.

К. А. Панченко (история), М. Райс (музыка), А. В. Федорченко (экономика).