Илия

ИЛИЯ (еврейский - אליח или אליחו; греческий - Ήλίας), ветхозаветный пророк 9 века до нашей эры.

Илия По всей вероятности, Илия происходил из селения Фесвы (территория современной Палестины). Библия содержит (3 Цар. 17-19; 4 Цар. 1-2) ряд преданий о жизни и служении Илии. Он обличал за идолопоклонство царя Ахава, который после женитьбы на финикиянке Иезавели ввёл культ Ваала; жертвенники Богу были разрушены, Его пророки убиты. Илия предсказал царю наказание Божие - 3-летнюю засуху, голод в стране. Он вступил в состязание со жрецами Ваала, дабы явить царю и народу могущество Бога Саваофа, и одержал победу. Сразу после победы над жрецами Ваала по велению Божию засуха прекратилась. За обличения Илия преследовали, он скрывался у потока Хорафа - вороны приносили ему пищу; в пустыне - ангел питал его. По преданию, Бог явился Илии на горе Хорив (ныне Синай) в «веянии тихого ветра» (3 Цар. 19:12). Согласно Библии, Илия был живым вознесён на небо на огненной колеснице (4 Цар. 2:11), с которой он сбросил свою «милоть» (верхнюю одежду), оставив её в залог своих духовных сил избранному ученику Елисею.

Реклама

Ожиданием возвращения Илии наполнена вся иудейская история. Согласно евангелистам, за Илию современники принимали Иоанна Крестителя и даже Иисуса Христа (Лк. 9:8; Ин. 1:21). В рассказе о Преображении Христа Илия беседует с Ним на горе Фавор вместе с Моисеем (Мф. 17:3-12; Мк. 9:4; Лк. 9:30). В христианстве Илия является одним из двух «свидетелей» (Мал. 4:5-6): в последние времена, когда умножатся и распространятся пороки, нечестие и неверие, а вера оскудеет, их пошлёт Бог, чтобы предупредить людей о приходе антихриста, который будет выдавать себя за Христа. Они будут пророчествовать 1260 дней и по окончании свидетельства будут убиты антихристом (Откр. 11:3-8).

День памяти в  восточной Церкви - 20 июля (2 августа).

В исламе Илии соответствует пророк Ильяс (Коран. 8:65), безуспешно призывавший израильтян не поклоняться Ваалу. Согласно позднейшим преданиям, Аллах сделал Ильяса бессмертным.

Илия Иконография. Самые ранние изображения Илии встречаются в росписях синагоги в городе Дура-Европос (245-256). Известны раннехристианские изображения Илии в виде юноши (саркофаг в церкви Сант-Амброджо в Милане, 2-я половина 4 века), но тогда же появляется и ставшая впоследствии преобладающей иконография Илии как длиннобородого старца, облачённого в тунику и паллиум (рельефы римских саркофагов, росписи катакомб на Виа-Латина в Риме). Житийные циклы Илии встречаются довольно часто (миниатюры библий 9-12 века; фрески церквей: в Мораче, Сербия, 2-я половина 13 века; Илии Пророка в Сучаве, Румыния, 1-я половина 16 века; Илии Пророка в Ярославле, художник Г. Никитин «с товарищами», 1680-81). Афонская книга образцов (15 век) включает 11 сцен из жития Илии. В Западной Европе житийные циклы Илии были распространены в храмах ордена кармелитов (И. Ратгеб, роспись рефектория монастыря во Франкфурте-на-Майне, 1514-17). Отдельные сюжеты существовали в качестве самостоятельных композиций: «Илия Пророк в пустыне, питаемый вороном» (миниатюра «Христианской топографии» Космы Индикоплова, 9 век, Библиотека Ватикана; средник псковской житийной иконы, 13 век, ГТГ); «Встреча Илии с сарептской вдовой» (рельеф церкви Святого Креста в Ахтамаре, 10 век; картина Я. Массейса, 1556, Кунстхалле, Карлсруэ); «Воскрешение сына вдовы» («Часослов Генриха II», около 1550, Национальная библиотека, Париж). Наибольшей популярностью пользовался сюжет «Взятие пророка Илии на небо», который появляется уже в росписях раннехристианских катакомб и резьбе саркофагов. Его иконография восходит к изображениям колесницы Гелиоса, иногда включает персонификацию реки Иордан. В русской иконописи 16-17 веков сформировался особый вариант, получивший название «Огненное восхождение пророка Илии на небо»: в верхней части Илия восседает на огненной колеснице, вручая милоть пророку Елисею, ниже показан Илия в пустыне, явление ему ангела и разделение вод Иордана. Сюжет был популярен в искусстве европейского барокко (росписи Г. Рени в соборе в Равенне, 1614-20; Дж. Б. Тьеполо в Архиепископском дворце в Удине, 1725-26). В сценах «Преображения» Илия изображается рядом с Христом.

Лит.: Réau L. L’iconographie du prophète Élie// Élie le prophète. Р., 1956. Vol. 1.

И. Л. Бусева-Давыдова (иконография).