«Илья Муромец»

«Илья Муромец»«ИЛЬЯ МУРОМЕЦ», первый в мире серийный четырёхдвигательный бомбардировщик-биплан. Создан российским авиаконструктором И. И. Сикорским (на базе самолёта «Русский витязь») и построен под его руководством на Русско-Балтийском вагонном заводе (г. Рига). 10(23).12.1913 совершил первый полёт. В августе 1914 «Илья Муромец» был принят на вооружение российской армии. В 1914-18 построено свыше 70 самолётов различных модификаций (серии Б, В, Г, Д, Е). «Илья Муромец» имел пилотажные и навигационные приборы, бомбардировочный прицел, возможность наружной и внутрифюзеляжной подвески авиабомб (400 кг, при перегрузке - до 700 кг), проектированные топливные баки; на нём впервые был применён электросбрасыватель. На «Илье Муромце» установлен ряд мировых рекордов, в том числе по дальности и продолжительности полёта (в июне 1914 от Киева до Санкт-Петербурга и обратно самолёт пролетел свыше 2480 км за 25 ч 55 мин лётного времени). Наиболее совершенными были самолёты серии Е, имевшие следующие летно-технические данные: силовые установки - 4 двигателя «Рено» по 162 кВт (220 л. с.); размах верхнего крыла 34,5 м, нижнего - 26,6 м; суммарная площадь крыльев 220 м2; длина самолёта 18,8 м; масса пустого самолёта 5 тонн; взлётная масса 7,46 тонн; максимальная скорость 137 км/ч; посадочная скорость 80 км/ч; потолок 4000 м; дальность полёта 560 км; продолжительность полёта 4,4 ч; разбег 450 м; пробег 300 м; экипаж 4-8 человек. Вооружение до 8 пулемётов. Проводились опыты по установке на самолёт 37-мм пушки Гочкиса и 76-мм безоткатного орудия. В декабре 1914 самолёты «Илья Муромец» были сведены в Эскадру воздушных кораблей - первое в мире авиационное соединение тяжёлых бомбардировщиков под командованием генерала-майора М. В. Шидловского. В 1-ю мировую войну и Гражданскую войну 1917-22 самолёты «Илья Муромец» применялись для ведения дальней воздушной разведки и как тяжёлые бомбардировщики и штурмовики, к ноябрю 1917 года совершили свыше 400 полётов на бомбометание по объектам на территории противника, при этом в боях с истребителями противника был потерян всего один самолёт. В 1918 году Эскадра воздушных кораблей осталась на Украине, занятой германским войсками, её имущество было частично расхищено, оставшиеся самолёты вошли в состав армии Украинской державы, но участия в боевых действиях не принимали. Весной того же года в Петрограде построили несколько самолётов «Илья Муромец», которые были сведены в Северную группу воздушных кораблей Рабоче-крестьянского Красного Воздушного Флота и действовали в составе отдельного дивизиона воздушных кораблей «Илья Муромец» под командованием А. В. Панкратьева. Затем переоборудованные самолёты «Илья Муромец» использовались для почтово-пассажирских перевозок на авиалинии Москва - Орёл - Харьков (до 1924), а один самолёт был передан в Высшую военную авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания для учебных полётов. Полноразмерная копия самолёта «Илья Муромец» представлена в экспозиции Центрального музея ВВС Российской Федерации (поселок Монино, Московской области). В дальней авиации ВВС Российской Федерации имя «Илья Муромец» присвоено одному из стратегических ракетоносцев Ту-160.

Реклама

Лит.: Цыкин А. Д. От «Ильи Муромца» до ракетоносца. М., 1975; Шавров В. Б. История конструкции самолетов в СССР до 1938 г. 3-е изд. М., 1985; История русской авиации в фотографиях. 1885-1945. М., 2003; Дальняя авиация. Первые 90 лет. М., 2005.

С. Ю. Щукарев.