Иммиграция

ИММИГРАЦИЯ (от латинского immigro - вселяться), въезд (вселение) в страну на постоянное или временное проживание граждан других стран или лиц без гражданства. Суверенное государство обладает правом допустить пребывание на своей территории иммигрантов на определённых условиях, запретить въезд в страну или выслать иммигранта за её пределы. Различаются постоянная и временная иммиграции. В отличие от постоянной иммиграции, преобладавшей в 19 - 1-й половине 20 века, в последние десятилетия выросло значение временной (краткосрочной) иммиграции, когда иммигранты прибывают на ограниченный срок, после чего возвращаются на родину. Наиболее значительной по численности и влиянию группой являются экономические иммигранты, среди которых доминируют трудовые иммигранты - сезонные рабочие, мигранты, чьё пребывание связано с реализацией определённого проекта или работающие по контракту, а также нелегальные иммигранты; выделяются также высококвалифицированные мигранты (старший управленческий персонал, инженеры и техники, учёные, предприниматели и др.). Часть иммигрантов приезжает с целью воссоединения семьи. Большинство из них - родственники других иммигрантов, ранее прибывших в страну иммиграции. Особую группу иммигрантов составляют беженцы, а также лица, принятые по гуманитарным причинам, ищущие убежища, и другие, чьё передвижение обусловлено преследованиями и конфликтами, а пребывание - предоставлением убежища. Состояние систем регистрации международных мигрантов не позволяет полно и точно учесть масштабы иммиграции и сопоставить её структуру в различных странах.

Реклама

В истории иммиграции существенна роль политических и религиозных факторов, принудительных перемещений (ссылки преступников в колонии, перевозки коренных жителей Африки в Америку и др.), но главными являются экономические причины. На протяжении 19-20 веков менялись масштабы иммиграции, состав стран, принимавших иммигрантов и отпускавших их. Иммиграция  сыграла решающую роль в заселении и экономическом росте США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, Израиля, Аргентины и др., когда иммиграционные потоки были направлены из относительно перенаселённых стран Западной и Восточной Европы на малозаселённые земли других континентов. Ныне иммиграция находится под растущим влиянием глобализации и интеграции мирового хозяйства, вовлекающих в миграционные процессы население практически всех стран мира (особенно после включения в миграционное движение ранее изолированных регионов - государств на территории бывшего СССР, Центральной Европы), в том числе и мобильное население развивающихся стран. Этому благоприятствуют развитие и возрастающая доступность транспорта, а также информационные потоки, облегчающие передвижения миллионов людей. По данным ООН, с середины 20 века число лиц, зарегистрированных за пределами страны их рождения, а также беженцев, находящихся под юрисдикцией Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, удвоилось и в 2005 достигло 191 миллиона человек (в 2002 - 174 миллионов человек). Однако такая оценка не включает многочисленных временных и нелегальных мигрантов. Распад государств, нестабильность и военные конфликты, экологические катастрофы формируют потоки беженцев. Крупнейшие центры притяжения мигрантов - США, Канада, ЕС, Австралия, Россия, Израиль, нефтедобывающие страны Ближнего Востока.

Определяющую роль в масштабах и направлении современной иммиграции играет экономическое неравенство между развитыми странами («полюсами богатства» - главными центрами иммиграции) и развивающимися странами («полюсами нищеты» - основными поставщиками иммигрантов в развитые государства), а также различный демографический потенциал стран Севера и Юга. Миграционные потоки между странами находятся в прямой зависимости от уровня их экономического и политического взаимодействия и исторических связей, от спроса на услуги иммигрантов - прежде всего в мировых мегаполисах. Большую роль играет сегментация рынка рабочей силы в развитых странах. Если для национальной рабочей силы обеспечиваются стабильная работа и высокая оплата труда, то рабочим-мигрантам предлагаются более низкая оплата, недостаточная стабильность и небольшие возможности продвижения. Процесс раздвоения рынка труда особенно нагляден в современных центрах мировой экономики, получивших название глобальных городов, - Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лондоне, Париже, Токио, потребности которых в трудовых ресурсах не в состоянии удовлетворить местная рабочая сила и где большую роль играет иностранная рабочая сила, а состав населения этих мегаполисов в значительной степени отражает этнический состав мирового населения. Постепенно вербовка иностранной рабочей силы уступает место иммиграции с помощью родственных, дружеских, земляческих и других связей. Концентрация иммигрантов в определённых странах порождает эффект «семьи и друзей», который формирует потоки иммигрантов в эти места, облегчая их приём и обустройство. Каждый акт миграции создаёт социальную инфраструктуру, способную вызвать дополнительное миграционное движение. Экономическая выгода от использования труда иммигрантов достигается за счёт их более низкой заработной платы и экономии социальных расходов, особенно в случае нелегальной иммиграции.

Россия, в отличие от большинства развитых стран, не является страной «классической» иммиграции, она не имеет длительного опыта регулирования этого процесса, особенно трудовых перемещений. Заметный приток иностранцев в Россию относится к эпохе Петра I. Массовое заселение юга Европейской России немецкими колонистами происходило во 2-й половине 17 - начале 19 веков. По данным переписи населения 1897, в Российской империи проживало 1790 тысяч немцев, игравших значительную роль в экономике страны, в том числе и в сельском хозяйстве. В начале 20 века выросла численность китайцев и корейцев на Дальнем Востоке. В целом иммиграция в Россию за 1828-1915 годы составила около 4 миллионов человек. Иммиграция  китайцев и корейцев в СССР так же, как и приток иностранных специалистов, прекратилась в начале 1930-х годов. После гражданской войны 1936-39 в СССР иммигрировали испанцы, в конце 1940-х - 1950-е годы - армяне из Сирии, Ирана, Греции, Египта, в 1970-80-е годы значительной стала трудовая иммиграция из Болгарии, Польши, Румынии, а затем из Кубы, Вьетнама, КНДР. Всего на начале 1990-х годов в СССР, преимущественно в РСФСР, было около 200 тысяч иностранных рабочих и специалистов. После распада СССР масштабы иммиграции и эмиграции на постсоветском пространстве существенно выросли. В начале 1990-х годов Россия выходит в лидеры стран по масштабам иммиграции. Всего за 1992-2005 в Россию прибыло около 7,3 миллионов человек. Из них около 6,9 миллионов человек - из стран СНГ и Балтии, прежде всего из Казахстана (около 1,9 миллионов человек) и Украины (1,5 миллиона человек). В динамике иммиграции заметны два периода. Первый период (1992-1998) характеризуется наиболее значительными потоками иммигрантов (в среднем около 800 тысяч человек ежегодно). После финансового кризиса 1998 масштабы иммиграции сократились, составляя в среднем за 1999-2005 220 тысяч человек. В 2003 году иммиграция в Российской Федерации насчитывала 184,6 тысяч человек, в 2004 - 119,2 тысяч человек, в 2005 - 177,2 тысяч человек. В составе иммигрантов преобладают народы Российской Федерации, в первую очередь русские (за 1992-2005 их прибыло 4349.5 тысяч человек). В иммиграции в Россию значительна также доля коренных национальностей стран СНГ и Балтии - украинцев, белорусов, армян и др. Основными причинами иммиграции лиц в возрасте старше 14 лет в 2005 были названы причины личного, семейного характера (72,7%), возвращение на прежнее место жительства (7,9%), работа (6,5%), обострение межнациональных отношений (5,9%), учёба (3,8%). Масштабы легальной иммиграции из других зарубежных стран крайне незначительны. Приведённые данные не учитывают нелегальную иммиграцию и привлечение иностранной рабочей силы. Масштабы нелегальной иммиграции оцениваются в широком диапазоне - от 700 тысяч до 15 миллионов человек. Привлечение иностранных работников на легальных условиях выросло со 129 тысяч человек в 1994 до 702.5 тыс. человек в 2005. 87% иностранных работников занято в экономике Российской Федерации от 9 до 12 месяцев. Основными странами - донорами рабочей силы в 2005 были Китай (22,9%), Украина (20,2%), Турция (10,5%), Вьетнам (7,9%), Таджикистан (7,5%), Узбекистан (7,0%). Иностранные рабочие были заняты преимущественно в строительстве (39%), оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий (30%), сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (7,3%), обрабатывающих производствах (7%), транспорте и связи (4,7%). В 2005 46% иностранных работников трудились в Центральном федеральном округе, в том числе 34,1% в Москве и 7,3% в Московской области.

Последствия иммиграции сложны и противоречивы. Приток иммигрантов увеличивает численность населения и рабочей силы принимающей страны, повышает в составе её населения долю молодых трудоспособных возрастов, что способствует экономическому росту. В зависимости от масштабов иммиграции и состава иммигрантов может изменяться также профессиональная, этническая и конфессиональная структура населения принимающих стран. Противоречивое влияние иммиграции на национальный рынок труда проявляется в его сегментации, уровне занятости и величине заработной платы коренного населения и др. Интеграция и натурализация иммигрантов означает возросшую роль культурологических и политических последствий иммиграции. Потоки беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов из разных стран формируют устойчивые этнические сообщества (диаспоры, общины, землячества). Их цель - сохранение мигрантами своей этнической, религиозный или иной идентичности и одновременно всемерное расширение, захват новых позиций в принимающем обществе. В некоторых странах мира кварталы коллективного проживания мигрантов определённой национальности (например, «чайна-тауны») существуют столетиями. В ряде стран землячества достигают высокого уровня развития, превращаясь в самостоятельный организм со своей прессой, финансовой системой, гостиницами, общежитиями и т.д. Медико-санитарные последствия иммиграции оцениваются с позиций распространения массовых эпидемий (СПИДа, гепатита С и др.). Иммиграция   неотделима от проблем безопасности общества, борьбы с международной преступностью и терроризмом. Ввиду сильного и нарастающего негативного отношения к иммигрантам среди коренного населения политика принимающих стран носит всё более жёсткий ограничительный характер. В ряде стран (США, Канада, Австралия и др.) накоплен большой опыт государственного регулирования численности и состава иммигрантов с целью защиты национального рынка рабочей силы, интересов коренных жителей, их занятости, сохранения высокого коллективного благосостояния, элементов самобытности. В то же время иммиграционная политика учитывает потребности экономики в притоке рабочей силы. В политике отдельных развитых стран, а также региональных объединений государств растёт значение регулирования иммиграции профессиональных кадров. Рост рынков высококвалифицированного труда становится относительно независимым от государственного контроля. Иммиграция, вызванная развитием новейших технологий, вынуждает государства смягчить своё отношение к притоку профессиональных кадров, особенно на временной основе. Кроме того, регулирование миграции во всё большей степени сосредоточивается в ведении региональных объединений государств (например, ЕС, исходной идеей которого было обеспечение свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы). Ужесточение правил иммиграции в развитых странах сопровождается значительными масштабами нелегальной иммиграции, последствия которой в отношении положения иммигрантов особенно тяжелы. О правовых аспектах иммиграции смотри в статьях Депортация, Дискриминация, Домициль, Иностранцы, Лица без гражданства. Смотри также Миграция населения, Миграционная политика, «Утечка умов».

Лит.: Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России / Под редакцией Г. Витковской. М., 2002; Иноземцев В. Л. Иммиграция: новая проблема нового столетия // Социологические исследования. 2003. № 4; Денисенко М. Б., Хараева О. А., Чудиновских О. С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. М., 2003; Цапенко И. Роль иммиграции в экономике развитых стран // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 5.

В. М. Моисеенко.