Имяславие
ИМЯСЛАВИЕ (имябожие, ономатодоксия; имябожничество - наименование, использовавшееся противниками имяславия), в начале 20 века мистико-догматическое течение в истории Русской церкви, основным положением которого являлась констатация неразрывной связи между именем Божиим как энергией и действом Божиим и Самим Богом и, как следствие, полное отождествление имени Божия и Самого Бога; одно из поздних проявлений византийско-славянского исихазма.
Начало течения связано с публикацией в 1907 году книги кавказского схимонаха-отшельника Илариона (Домрачёва, около 1845-1916) «На горах Кавказа». Написанная в виде духовного собеседования Илариона и его наставника старца Дисидерия, она была выпущена по рекомендации старца Варсонофия Оптинского. Центральная тема книги - изложение практического опыта Иисусовой молитвы (с опорой на восточнохристианскую аскетическую традицию), а также её особого «богословия», основывающегося на констатации присутствия в имени Божием Самого Бога - всем Его существом и всеми Его бесконечными свойствами. Так, Иларион отмечает, что «имя Его всезиждительное, достопоклоняемое и всемогущее есть как бы Сам Он - вседержавный Господь Бог и дражайший Искупитель наш Иисус Христос...», а также «Сын Божий Сам во святом Своем Имени весь и всецело пребывает всеми Своими совершенствами и всею полнотою Своего Божества». Таким образом, имя Иисус - не простое человеческое имя, данное Богомладенцу, но имя, от вечности хранимое в предвечном совете Святой Троицы. И коль скоро оно пребывало там, где пребывает единый Бог - Отец, Сын и Святой Дух - и где ничего тварного быть не может, - следовательно, оно само есть Бог. Согласно Илариону, имя Иисусово является основой всего строя Церкви, всякой молитвы, всякого служения; оно же положило начало и монашеской жизни. Благодаря долговременному призыванию имени Иисуса человек может прийти в такое состояние, при котором будет ощущать имя Божие тождественным Самому Господу.
Реклама
Сочинение Илариона вызвало оживлённую полемику в отшельнической и общежительной среде афонского Фиваидского скита, поддержанную затем в других русских обителях Афона, например, в Свято-Пантелеймоновом монастыре. В поддержку книги высказались в основном монахи-отшельники; нашлись и противники, главным образом в общежительной среде. Основные противники имяславия - иеромонах (впоследствии архимандрит) Алексий (Киреевский, 1870-1945) и инок Хрисанф (Минаев), опубликовавший в 1909 по поручению духовника Свято-Пантелеймонова монастыря крайне резкую рецензию на сочинение Илариона. После обнародования рецензии русское иночество на Афоне окончательно разделилось на две партии - имяборцев и имяславцев. Осенью 1911 года состоялся собор иноков Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова монастыря с участием игумена монастыря архимандрита Мисаила. В определении собора рецензия инока Хрисанфа, как несогласная со Священным Писанием, признавалась еретической; кроме того, было составлено и подписано утвердительное «Соборное рассуждение о Имени Иисуса Христа», признававшее, что «в имени Иисус-Христовом присутствует Сам Он, наш Спаситель Господь Иисус Христос невидимо и непостижимо...». Несмотря на послание архимандрита Мисаила инокам Фиваидского скита (начало 1912) о необходимости прекращения споров, остановить спор было уже невозможно. В 1912 во главе наиболее активных сторонников и защитников нового течения в среде афонского монашества стал А. К. Булатович.
В 1912 полемика вокруг вопроса о почитании имени Божия была перенесена в Россию, где наиболее активным противником имяславия стал Антоний (Храповицкий). В 1912, решением Святейшего Синода, книга «На горах Кавказа» была запрещена в России; в том же году последовало её осуждение со стороны патриарха Константинопольского Иоакима III (1878-1884; 1901-12). В 1913 году учение имяславия было рассмотрено комиссией Богословского училища Константинопольского патриархата на острове Халки; комиссия признала учение имяславия неправославным. Новый патриарх Константинопольский Герман V (1913-18) в своей грамоте от начала апреля 1913 объявил учение имяславия пантеизмом. В мае 1913 Святейший Синод РПЦ осудил учение имяславия; соответствующее послание было составлено архиепископом Сергием (Страгородским).
В начале июня 1913 на Афон прибыли архиепископ Вологодский Никон (Рождественский) и профессор С. В. Троицкий в сопровождении солдат и офицеров. Проведённая перепись показала, что среди 1700 русских насельников имяборцами назвали себя 661 человек, имяславцами - 517 человек. После безрезультатных переговоров в начале июля 1913 солдаты взяли штурмом Свято-Пантелеймонов монастырь, в котором находились имяславцы; более чем 600 монахов были доставлены с Афона в Одессу; большинство подверглось ссылке, некоторые - тюремному заключению; часть монахов подписала бумаги об отказе от имяславия.
В мае 1914 года под председательством митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского, 1835-1926) Московская синодальная контора произвела суд над руководителями имяславия. Тогда же Святейшим Синодом была подтверждена еретическая сущность учения в целом, однако по письменному распоряжению императора Николая II имяславцы были прощены, и им было разрешено участвовать в жизни Русской церкви без формального покаяния. Вопрос об имяславии поднимался и на Поместном соборе 1917-18 годов Российской православной церкви, однако собор не успел вынести определения по нему. На нём присутствовали как активные сторонники, так и противники имяславия. Среди богословов, которые высказались за имяславие, были П. А. Флоренский и С. Н. Булгаков, подготовивший обширный доклад для собора, переработанный впоследствии в отдельную богословскую работу. В начале 1920-х годов в Москве собирался имяславческий кружок, участником которого, среди прочих, был А. Ф. Лосев; близок к нему был П. А. Флоренский. В 1928 многие имяславцы в СССР полностью прекратили общение с Русской православной церковью Московского патриархата и вошли в состав Катакомбной церкви. В среде русской эмиграции 1920-1930-х годов учение имяславия продолжал развивать С. Н. Булгаков («Философия имени», 1953). Сочувственно к идеям имяславия относился митрополит Вениамин (Федченков). С другой стороны, критику «имябожнического» учения в своей работе против софиологии Вл. С. Соловьёва, С. Н. Булгакова и П. А. Флоренского представил архиепископ Серафим (Соболев, 1881-1950) («Новое учение о Софии Премудрости Божией», 1935).
Источн.: Забытые страницы русского имяславия: сборник документов и публикаций по афонским событиям 1910-1913 годов и движению имяславия в 1910-1918 годах. М., 2001; Имяславие: антология / Ред. Е. С. Полищук. М., 2002; Имяславие. М., 2003-2005. Т. 1-2.
Лит.: Кравецкий Л. Г. К истории спора о почитании имени Божия // Богословские труды. М., 1997. Сб. 33; Геронимус А., протоиерей. Заметки по богословию имени и языка // Современная философия языка. М., 1999; Иларион (Алфеев), еп. Православное богословие на рубеже столетий. М., 1999; он же. Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров. СПб., 2002. Т. 1-2; Гурко Е. Божественная ономатология: именование Бога в имяславии, символизме и деконструкции. Минск, 2006.