Индульгенция

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (латинский indulgentia - снисхождение, милость, освобождение от долга, наказания, налоговая льгота), в католической церкви начиная с 11 века освобождение от епитимии, а также от налагаемого Богом в чистилище временного наказания за грехи; грамота, содержащая такое освобождение (латинский littera indulgentialis).

Никейский собор (325) разрешил епископам при искреннем раскаянии грешника сокращать длительные сроки покаяния, предусмотренные практикой ранней Церкви. Институт индульгенции формировался на основе практики отпущения грехов (absolutio), допускавшей в католической церкви в раннем Средневековье возможность замены одной епитимии другой (commutatio), а также её смягчения при определённых условиях (redemptio); эта практика нашла отражение в исповедных книгах (poenitentiale). Термин «indulgentia» применительно к практике отпущения грехов прослеживается с 11 века, на ранних этапах он фигурирует одновременно с «рах», «remissio», «donatio», «condonatio». На Клермонском соборе (1095) папа Римский Урбан II (1088-99) издал индульгенцию для крестоносцев «с отпущением всех грехов» (pro omni poenitentia); эта практика позднее вошла в традицию. Ранние епископские индульгенции из Южной Франции и Северной Испании (начало 12 века) содержали отпущение грехов 20-дневного или 40-дневного периода, впоследствии этот срок увеличился до нескольких лет. Распространённым поводом для издания индульгенции были церковные празднества, связанные с культом святых. Епископы и кардиналы широко предоставляли храмам и монастырям право на продажу индульгенции по церковным праздникам для сбора средств на церковное строительство, помощь бедным, содержание храма и клира, госпиталей. Теоретическое обоснование индульгенции базировалось на разработанной теологами 13 века (Фомой Аквинским, Бонавентурои) теории «сокровищницы Церкви» (thesaurus ecclesiae) - находящегося в распоряжении Церкви неиссякаемого «запаса» благодати, накопленного страданиями Христа и подвигами святых и мучеников во имя веры, от которого Церковь могла по своему усмотрению черпать благодать для верующих. Хранителями «сокровищницы Церкви» признавались апостол Пётр и его наместник на земле - папа Римский. Учение о «сокровищнице Церкви» было официально утверждено папой Климентом VI (1342-52) буллой «Unigenitus Dei Filius» (1343). Согласно церковному учению, в таинстве покаяния совершалось очищение грешника от вины за грех, снималось вечное наказание за смертный грех, но налагалось временное наказание, которое грешник должен был понести в земной жизни или в чистилище и которое можно было снять посредством индульгенции, заменявшей личные покаянные труды заслугами Христа и святых из «сокровищницы Церкви». Индульгенция  давалась в чрезвычайных обстоятельствах, при наличии разрешения от духовника и признаков раскаяния, при внесении достаточной суммы пожертвований (для бедных в некоторых случаях бесплатно). Было выработано учение о папской полной индульгенции (indulgentia plenaria; например, в отношении инквизиторов, крестоносцев, паломников в Святую землю и др.). В 1300 году папа Римский Бонифаций VIII (1295-1303) провозгласил полную индульгенцию для всех римских паломников по случаю юбилейного года (смотри «Annus sanctus»), папа Климент VI повторил её в 1350 году. В 14 веке практика индульгенции была распространена в отношении душ умерших, находящихся в чистилище [официально закреплена в 1476 буллой «Salvator noster» папы Римского Сикста IV (1471-84)]. В этом случае Церковь действовала не в силу своей юрисдикции, но посредством молитвы, прося Бога сократить срок пребывания души умершего в чистилище (per modum suffragii - «посредством ходатайства» - ектений). Тогда же, в связи с распространением эпидемии чумы, возникла практика индульгенции с отпущением грехов на смертном одре.

Реклама

Продажа индульгенции была возложена на особых проповедников-квестуариев. IV Латеранский собор (1215) регламентировал их деятельность и ограничил права епископов на выдачу индульгенции: сроком на один год в честь храмового праздника или на 40 дней по другим поводам. Многочисленные злоупотребления, связанные с индульгенцией, вызывали критику в самой Церкви и в обществе (Вальтер фон дер Фогельвейде, Данте), подрывали положение Церкви и папства, стали одним из основных объектов критики в эпоху Реформации. Индульгенции  стали восприниматься, как продаваемое за деньги разрешение совершить грех, прощение будущих грехов, прощение грехов умерших, находящихся в чистилище. Папа Климент V (1305-14) запретил выдачу индульгенции с формулой освобождения «от вины и от наказания» (а culpa et а poena). Констанцский собор провозгласил недействительными все индульгенции с этой формулой (1418). Тем не менее, в конце 15 – начале 16 веков в Западной Европе торговля индульгенциями принимала всё большие масштабы. Критика связанных с этим злоупотреблений сыграла важную роль в подготовке Реформации, началом которой считается обнародование М. Лютером 95 тезисов против индульгенции (1517). Необходимость более строгой регламентации раздачи индульгенции ощущалась и внутри католической церкви. В 1567 году папа Пий V (1566-72) отменил все индульгенции, выданные без соблюдения соответствующих требований за деньги или пожертвования. Тридентский собор осудил злоупотребления, связанные с выдачей индульгенции, возложил борьбу с ними на местные церковные власти и папу Римского (1563), способствовал созданию Конгрегации индульгенций (окончательно оформилась в 1669, реорганизована в 1710), регламентировавшей их выдачу и боровшейся со злоупотреблениями. В 1904 папа Пий Х (1903-14) объединил Конгрегацию индульгенций с Конгрегацией обрядов.

В «Codex Iuris Canonici» (1917) представлена подробная классификация индульгенции в соответствии со способом, местом, временем выдачи, адресатами и т. д. Наиболее значительным является различие, установленное между полной и частичной индульгенцией. Полная индульгенция полностью освобождает от земного наказания за грех и не требует дальнейшего искупления в чистилище. Частичная индульгенция, выдаваемая на определённое количество дней или лет в соответствии с покаянной практикой ранней Церкви, снимает лишь часть наказания в чистилище. Право выдавать полную индульгенцию закреплено исключительно за папой Римским. Частичную индульгенцию выдают высшие церковные иерархи, начиная с епископов. Клирики, священники, генеральные викарии, аббаты, генералы религиозных орденов могут выдавать индульгенцию только по специальному разрешению понтификов. Обязательными условиями получения индульгенции являются раскаяние и отпущение грехов; для полной индульгенции необходимы также исповедь, причастие, совершение добрых дел (молитва, милостыня, посещение храма и т.д.). В современном церковном праве индульгенции регламентируются канонами 992-997 «Codex Iuris Canonici» (1983) и апостольскими постановлениями. Папа Павел VI (1963-78) апостольской конституцией «Indulgentiarum doctrina» (1967) упразднил различия индульгенции, кроме полной и частичной, ужесточил условия получения полной индульгенции, сформулировал современное толкование учения о «сокровищнице Церкви». Апостольская пенитенциария постановлением «Enchiridion indulgentiarum» («Руководство по индульгенциям», 1968) регламентировала условия получения индульгенции. В честь юбилейного года условия получения полной индульгенции обычно смягчаются; постановление Апостольской пенитенциарии «Il dono della indulgenza» («Дар индульгенции», 2000) регламентировало широкую раздачу индульгенции в связи с празднованием 2000-летия христианства.

Лит.: Paulus N. Geschichte des Ablaßes im Mittelalter. Darmstadt, 2000. Bd 1-2; Щеглов А. Д. Индульгенция // Словарь средневековой культуры / Под редакцией А. Я. Гуревича. М., 2003; Церох Г., Горелов А. Индульгенция // Католическая энциклопедия. М., 2005. Т. 2 (библ.); Нödl L. Ablaß // Lexikon für Theologie und Kirche. 3. Aufl. Freiburg u.а., 2006. Bd 1.            

Е. В. Казбекова.