Индустриальные школы
ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ, учебные заведения для беднейших слоёв населения, в которых обучали ремеслу и земледельческому труду. Возникли в 17 веке. Впервые идея индустриальных школ была высказана в Великобритании английскими экономистами Дж. Беллерсом и У. Петти, которые считали необходимым соединить общеобразовательную подготовку с обучением ремеслу. Индустриальные школы в Великобритании, Франции, Нидерландах и некоторых других странах часто были связаны с сиротскими приютами, работными домами или исправительными учреждениями для несовершеннолетних. В 18 веке индустриальные школы широко распространились в Германии, Австрии и других странах Центральной Европы благодаря деятельности И. Песталоцци, Ф. Фелленберга (Швейцария) и Ф. Киндермана (Австрия). Первоначально обучение ремеслу вводилось в народных школах для того, чтобы дети своим трудом частично оплачивали расходы на образование. Однако вскоре элементарное образование в них практически ограничилось обучением чтению. К началу 19 века индустриальные школы по существу превратились в составную часть кустарной промышленности: изготовлявшийся детьми промежуточный продукт (пряжа, нитки и пр.) через посредника (роль которого часто играл учитель) поступал на ту или иную фабрику, снабжавшую школу сырьём. К середине 19 века в связи с заменой мануфактурного и ремесленного производства машинным индустриальные школы сохранились (до 1870-80-х годов) лишь там, где продолжала существовать кустарная промышленность.
Лит.: Alt R. Die Industrieschulen. Ein Beitrag zur Geschichte der Volksschule. В.; Lpz., 1948.
А. И. Пискунов.