Инфантилизм социальный
ИНФАНТИЛИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ, несоответствие сознания и поведения взрослых индивидов социальным нормам, ценностям, ожиданиям, статусно-ролевым стандартам, принятым в данном обществе. Понятие несёт в себе оценочную составляющую и может быть использовано представителями старших поколений и властных структур для блокирования инициатив и критических выступлений молодого поколения. Наиболее распространён инфантилизм социальный молодёжи - отставание её социального взросления от биологического. Выражается в попытках сохранить хотя бы частично прежний (промежуточный между взрослым и ребёнком) социальный статус, не принимать на себя права и обязанности взрослого - быть законопослушным, социально ответственным, обеспечивать себя материально, вступать в брак и т.д. Идеологически инфантилизм социальный может быть оформлен как контркультура, проявление молодёжной субкультуры, «идеология бунта» против социального мира взрослых. В определённой степени инфантилизм социальный - следствие присущего тоталитарным системам патернализма.
Реклама
Объективными предпосылками инфантилизма социального молодёжи являются:
1) нарушение механизма первичной социализации;
2) увеличение длительности периода обязательного образования в развитых странах (так называемый феномен «социального детства»);
3) усложнение принятой социумом системы критериев социального созревания, «взрослости»;
4) объективные трудности вхождения молодёжи в сложную и динамичную систему социокультурных и экономических практик развитого индустриального общества и постиндустриального общества;
5) существенный разрыв между сформированными обществом (через моду, СМИ, рекламу и т.д.) потребностями и возможностями их самостоятельного удовлетворения социально одобряемым способом. В этом же ряду можно назвать признание современным обществом детства и юности как особых периодов жизни человека. Для предшествующих общественных систем инфантилизм социальный был нехарактерен.
У людей среднего и старшего возраста инфантилизм социальный может быть вызван сложностями адаптации к быстрым и масштабным общественным трансформациям, сосредоточенностью на своих переживаниях, ощущением собственной «неуспешности», социальной невостребованностью. Подобного рода инфантилизм социальный проявляется в надеждах на решение проблем индивида внешней силой (государством, местной властью, работодателем и т.д.), в возложении ответственности за свою ситуацию на других («вина отцов»), политической апатии (политический инфантилизм). Инфантилизм социальный характерен также для людей, находящихся в закрытых учреждениях (пенитенциарной системе), входящих в тоталитарные группы (секты, преступные группировки) и в группы с авторитарным лидером (в том числе в семье).
Инфантилизм социальный исследовал Ж. Бодрийяр, который связывал его с развитием массового общества и общества потребления, расширением в развитых странах практики социальной защиты; 3. Бауман рассматривал инфантилизм социальный в русле концепции «индивидуализированного общества». В России проблема инфантилизма социального анализировалась в трудах И. С. Кона и Ю. Н. Давыдова.
Лит.: Давыдов Ю. Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры: инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь. М., 1980; Социология молодежи / Отв. редактор В. Т. Лисовский. СПб., 1996; Кон И. С. Личность и развитие // Кон И. С. Социологическая психология. М., 1999; Левикова С. И. Молодежная субкультура. М., 2004.
О. О. Савельева.