Инквизиция
ИНКВИЗИЦИЯ (от латинского inquisitio - расследование, следствие), в 13-19 веках в практике католической церкви система судебного преследования тяжких преступлений против веры, в первую очередь ереси и ведовства (смотри также Ведовские процессы).
Предпосылкой появления инквизиции стало активное распространение манихейских ересей в Западной Европе в 10-12 веках. В основе инквизиции лежит судебный инквизиционный процесс, воспринятый каноническим правом на рубеже 12-13 веков. В период Альбигойских войн инквизиционный процесс начал применяться для преследования еретиков папскими делегированными судьями, которые назначались в помощь местным церковным властям. Во 2-й четверти 13-14 века в церковном и светском праве была создана законодательная база для преследования ереси и сформирована судебная система преследования еретиков. Ересь, а в 14 веке и ведовство были приравнены к государственной измене. Судьи-инквизиторы (ими были преимущественно доминиканцы и францисканцы) назначались папой Римским в церковные провинции и не подчинялись в своей деятельности местным церковным и светским властям, но должны были сотрудничать с ними. Дела о ереси и других тяжких преступлениях против веры и Церкви перешли из епископских судов в их ведение.
Реклама
Практика инквизиции подробно описана в трактатах инквизиторов классического и позднего Средневековья: Бернара Ги (1314-16), Николая Эймерика (1376) и др. Дознание начиналось на основе слухов или доноса, часто носило тайный характер. Целью было раскаяние обвиняемого и спасение его души, т. е. признание им своих преступлений, для получения признания использовались пытки, возможности защиты для обвиняемого были очень ограниченны. После вынесения приговора подсудимый передавался светским властям и подвергался наказанию в соответствии со светскими законами страны проживания (сожжение, повешение, четвертование, пожизненное заключение и др.), его имущество конфисковывалось. Казни еретиков и обвинённых в ведовстве носили публичный характер, часто сопровождались пышными церемониями (смотри Аутодафе). Расцвет деятельности инквизиции в Западной Европе приходится на 13-16 века; особенное развитие этот институт приобрёл на Пиренейском полуострове в конце 15-18 века (окончательно упразднён лишь в 1834), где стал инструментом государственной политики. Протестантскими полемистами позднего Средневековья был создан негативный образ инквизиции, широко распространившийся в историографии, общественном сознании и в художественной литературе; выражение «испанская инквизиция» стало нарицательным.
В период Контрреформации при Римской курии была учреждена Римская инквизиция - «Святая конгрегация» (или «Святой трибунал»), регламентировавшая деятельность инквизиции католической церкви (в 1542-1908 - Sacra Congregatio Romanae et universalis Inquisitionis seu sancti officii). Заменившая её Конгрегация святого оффиция (Священная канцелярия) в 1965 была преобразована в Конгрегацию вероучения. В 2000 папа Римский Иоанн Павел II (1978-2005) и префект Конгрегации вероучения принесли покаяние за грехи, совершённые во время деятельности инквизиции в средние века и в Новое время.
Лит.: Ли Г. Ч. История инквизиции в средние века. СПб., 1911-1912. Т. 1-2. Смоленск, 2001; Лозинский С. Г. История инквизиции в Испании. СПб., 1914; Trusen W. Vom Inquisitionsverfahren zum Ketzerund Hexenprozeß // Staat, Kirche, Wissenschaft in einer pluralistischen Gesellschaft: Festschrift zum 65. Geburtstag von Р. Mikat / Hrsg. von D. Schwab u.а. В., 1989; Фокчиньский И. Инквизиция // Католическая энциклопедия. М., 2005. Т. 2 (библ.).
Е. В. Казбекова.