Инновационный процесс

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС, последовательность действий по инициированию, разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов.

Под инновационным процессом понимают, во-первых, собственно осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности по разработке и созданию, а также маркетинг инновационной продукции. Во-вторых, временные этапы жизненного цикла новой продукции от возникновения идеи до её разработки и распространения, то есть этапа, когда продукция уже утрачивает свой инновационный характер. В-третьих, с финансовой точки зрения его можно рассматривать как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. То есть он выступает в качестве инновационного проекта, рассматриваемого как частный случай инвестиционного проекта.

Инновационному процессу обычно предшествуют фундаментальные исследования, которые осуществляются в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях. Их финансирование, как правило, осуществляется из государственного бюджета или частных фондов на безвозвратной основе.

Реклама

Научные исследования прикладного характера, опытно-конструкторские и экспериментальные разработки являются неотъемлемой частью инновационного процесса и финансируются за счёт бюджета (в рамках государственных научных программ или на конкурсной основе) и негосударственных заказчиков (инвесторов). Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжён с большой долей неопределённости, инвестиционные вложения носят рискованный характер.

Этап коммерциализации нового продукта включает запуск его в производство, выход на рынок и дальнейшее движение по основным этапам жизненного цикла продукта. На рубеже выхода на рынок, как правило, требуются большие инвестиции в производство для создания (расширения) производственных мощностей, подготовки технологических процессов и персонала, рекламной деятельности и др.

В России до 1990-х годов инновационная деятельность велась в основном в крупных государственных учреждениях, на основе бюджетного финансирования и планирования. В условиях реформирования отечественной экономики особое значение приобрело развитие малого предпринимательства в сфере инновационной деятельности. Именно малые предприятия являются наиболее мобильными и адаптирующимися предпринимательскими структурами, так как из-за ограниченности ресурсов вынужденно ориентированы на ускоренную разработку и способны быстрее, чем крупные предприятия, перестраивать производство и внедрять инновации.

Литературу смотри при статье Инновация.

А. М. Вилинов.