Инсталляция

ИНСТАЛЛЯЦИЯ (английский, французский installation - установка, размещение, сборка), пространственная художественная композиция, создаваемая из различных элементов - бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстов и т.п. Инсталляция отличается от родственного ей ассамблажа как большим разнообразием входящих в её состав объектов, так и размером: инсталляция охватывает обширные пространственные зоны (зал галереи, интерьер общественного здания, участок улицы, площади, парка или природного ландшафта).

Инсталляция

Инсталляция. Дж. Сигел. «Двое у открытой двери». 1977. Раскрашенный гипс, дерево, металл. Галерея С. Джанис (Нью-Йорк).

Основы инсталляции были заложены в деятельности авангардных направлений 1-й трети 20 века; её прообразы - Мерцбау, выстроенный в 1920-х годах дадаистом К. Швиттерсом в своей мастерской, реди-мейд М. Дюшана, пластико-динамические комплексы футуриста Дж. Баллы; театрализованные, созданные по единой программе выставки сюрреалистов 1930-х годов; в СССР - выставочные проекты Л. М. Лисицкого, С. Б. Никритина и П. А. Мансурова. Инсталляция вошла в обиход современного искусства с начала 1960-х годов, когда к ней обратились видные художники новой волны авангардизма: Р. Моррис, Д. Дайн, Р. Смитсон (США), Х. Хакке, Г. Юкер, Й. Бойс (Германия), М. Мерц (Италия) и др. На этом раннем этапе инсталляция чаще всего представляла собой обширную скульптурную композицию, окружающую зрителя (смотри Энвайронмент).

Реклама

Инсталляции  разнообразны по стилистике, составу объектов, идейно-художественным задачам. Работы американских художников Э. Кинхольца, Д. Сигела, К. Олденбурга выстраивались из скульптур и объёмных предметов, размещённых в залах галереи. Инсталляции, составленные из текстов, бытовых предметов и промышленных изделий, также рассчитаны на выставочные пространства (работы И. И. Кабакова, французского художника К. Болтански, представителей концептуального искусства и минимализма). Кристо, Д. Оппенгейм, Р. Серра, В. Аккончи (США), Д. Бюрен (Франция), Ф. Инфантэ-Арана (Россия) работали in situ (на месте), то есть в природной или городской среде, определяющей контекст произведения. Многие инсталляции, особенно политического характера, интерактивны: вступая в прямой контакт со зрителем, они провоцируют его на определённые действия и откликаются на них. В состав современных инсталляций часто входят произведения видео-арта. Художественное содержание инсталляций состоит в смысловых трансформациях, игре значений, возникающих в результате необычных сочетаний разнородных объектов, их взаимодействия с окружающей средой: выхваченные из реальной жизни, предметы освобождаются от своей утилитарной функции, одновременно приобретая символическую или чисто пластическую функцию. В СССР и России инсталляции стали важной частью творчества художников андерграунда (В. А. Комар и А. Д. Меламид, В. А. Захаров и др.).

Лит.: Space, site, intervention: situating installation art / Ed. Е. Sudeburg. Minneapolis, 2000; Reiss J. Н. From margin to center: the spaces of installation art. Camb., 2001; Bishop С. Installation art. L., 2005.

В. А. Крючкова.