Инженерная психология

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая когнитивные возможности человека с целью оптимизации его взаимодействия с техническими устройствами и искусственной средой (например, виртуальной реальностью). Центральной задачей инженерной психологии является изучение процессов, определяющих возможности оперативного понимания ситуации и действия в ней: внимания, сенсомоторных координаций, восприятия, запоминания, воображения, мышления, коммуникации и принятия решений. Важную роль в инженерной психологии играет изучение ограничений, накладываемых на возможности человека мотивацией, эмоциями, а также состояниями утомления и стресса, зависящими от режима труда и отдыха и психофизиологических ресурсов организма. Инженерная  психология тесно взаимодействует с инженерно-техническими дисциплинами (информатика, робототехника, эргономика, техническая эстетика и др.). Эти связи и растущая роль человеческого фактора в функционировании технических систем обусловили тот факт, что вместо термина «инженерная психология» в близком контексте могут использоваться такие термины, как «когнитивная эргономика» и «инженерия человеческого фактора» (английский Human Factors Engineering).

Реклама

Инженерная  психология возникла в годы 2-й мировой войны и последующего военно-технического соревнования СССР и стран Запада, однако становление близкой проблематики происходило в рамках работ по психотехнике и психологии труда. Так, в начале 20 века психологи (Ф. Бартлетт, Г. Мюнстерберг) разграничивали задачи внешней психотехники (адаптация технических устройств к возможностям человека) и внутренней психотехники (обучение персонала для работы с новой техникой).

Развитие инженерной психологии можно условно разделить на 3 периода. 1-й период (до начала 1960-х годов) - на базе статистической теории связи (смотри Информации теория) делались попытки дать универсальное математическое описание ограничений способностей переработки информации человеком и машиной. Был открыт ряд ограничений, характеризующих возможности внимания и непосредственной памяти человека (Д. Бродбент, Дж. Миллер и др.), но в целом ограничения оказались чрезвычайно гибкими, зависящими от индивидуального опыта и субъективной интерпретации ситуации, в отличие от жёстких ограничений пропускной способности известных технических систем.

2-йпериод (до начала 1980-х годов) - главным стало изучение специфики информационных процессов у человека с целью оптимального распределения функций между человеком и машиной. Так, выяснилось, что задачи на бдительность (обнаружение маловероятных критических событий) лучше доверять машине, а не человеку, которому присущи колебания внимания и специфические затруднения в принятии решений. С другой стороны, запоминание больших массивов информации и узнавание изображений в то время считалось одной из областей, в которых человек эффективнее компьютера. Настоящим триумфом инженерной психологии в этот период стало осуществление пилотируемых полётов человека в космос.

3-й период (с 1980-х годов) - в результате частичной компьютеризации производства и управления центральный проблемой инженерной психологии стали недостатки автоматизации. Если лёгкие задачи упростились за счёт их автоматизации, то трудные задачи ещё более усложнились в силу усложнения самих систем, а также из-за того, что решать их приходится внезапно, когда оператор может перестать понимать, в каком состоянии находится автоматизированная система и что она собирается делать. Решение этих проблем - в создании интеллектуальных, или адаптивных, интерфейсов, позволяющих учитывать степень понимания ситуации и психофизиологического напряжения оператора (смотри Искусственный интеллект). В связи с повсеместным распространением компьютеров основной задачей когнитивной эргономики стала разработка интерфейсов, максимально удобных для массового пользователя (английский usability).

Важный вклад в развитие инженерной психологии был внесён российскими психологами. На заре автоматизации производства был сформулирован принцип «активного оператора», согласно которому человек-оператор не должен исключаться из цепи управления, сохраняя в ней активные функции (Б. Ф. Ломов). Другой основой современных разработок стал принцип соответствия модели ситуации, создаваемой техническими средствами, представлениям («оперативному образу») самого оператора (В. П. Зинченко, Д. А. Ошанин). Широкую известность получили работы в области психологического обеспечения авиации и космонавтики (Ф. Д. Горбов, Г. М. Зараковский), а также изучения функциональных состояний человека, занимающегося сложными видами операторской деятельности (В. А. Бодров, А. Б. Леонова, В. И. Медведев).

Текущие исследования по созданию адаптивных человеко-компьютерных интерфейсов привели к возникновению новой области - когнитивных технологий, учитывающих внимание и намерения пользователя. В частности, на основе сочетания информационных технологий с био- и нанотехнологиями разрабатываются когнитивные технологии, которые позволят осуществить принципиально новые формы взаимодействия людей друг с другом и с техническими устройствами, в том числе прямые (так называемые некомандные) формы взаимодействия, опосредуемые компьютерно-мозговыми интерфейсами (область формирующейся в начале 21 века нейроэргономики).

Лит.: Chapanis А. Engineering psychology // Annual Review of Psychology. 1963. Vol. 14; Ломов Б.Ф. Человек и техника. М., 1966; Wickens С. D., Hollands J. G. Engineering psychology and human performance. N. Y., 2000; Мунипов В. М., Зинченко В. П. Эргономика: человеко-ориентированное проектирование техники, программных средств и среды. М., 2001; Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.

Б. М. Величковский.