Ипатьевская летопись

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ, общерусский летописный свод южной редакции конца 13 - начала 14 века. Древнейший список Ипатьевской летописи - Ипатьевский найден Н. М. Карамзиным в Ипатьевском монастыре в Костроме (отсюда название). Сохранилась в 8 списках, важнейшими из которых являются Ипатьевский (1-я четверть 15 века) и Хлебниковский (1560-е годы), восходящий к тому же протографу, что и Ипатьевский.

Два списка (список РГАДА, 1816; список БАН, 1819) являются поздними копиями Ипатьевского, а ещё 4 списка (Погодинский, список Я. В. Яроцкого, оба 17 век; Ермолаевский, начало 18 века; Краковский, конец 18 века) восходят к Хлебниковскому, но в целом представляют особую редакцию Ипатьевской летописи. Текст Ипатьевской летописи, по мнению А. А. Шахматова, М. Д. Присёлкова и др., состоит из 3 частей: 1) «Повесть временных лет» (ПВЛ); 2) Киевский летописный свод; 3) Галицко-Волынская летопись.

1-я часть Ипатьевской летописи - второй по древности список ПВЛ (после списка Лаврентьевской летописи), текст которого доведён до 1117. Составлен предположительно в Киево-Печерском монастыре в 1118 году. Позднее ПВЛ была включена в Киевский летописный свод и уже в его составе вошла в Ипатьевскую летопись.

Реклама

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ2-я часть Ипатьевской летописи - Киевский летописный свод 1198. А. А. Шахматов и М. Д. Присёлков считали, что он был составлен игуменом киевского Выдубецкого монастыря Моисеем и заканчивался сообщением о возведении вокруг Выдубецкого монастыря каменной стены и похвалой игумена Моисея киевскому князю Рюрику Ростиславичу, помещёнными в Ипатьевском списке Ипатьевской летописи под 1200 (согласно исследованию Н. Г. Бережкова, их следует относить к 1198). Присёлков предлагал считать Киевский свод сводом Рюрика Ростиславича, так как известия о нём и его семье содержатся в этом своде, регулярно начиная с 1173 (также отмечал, что составитель свода иногда добавлял имя Рюрика к описанию некоторых деяний киевского князя Святослава Всеволодовича). Присёлков выделял три источника Киевского свода. 1-й - семейная хроника Ростиславичей, с их некрологами, написанная игуменом Моисеем. 2-й - летописец переяславского князя Владимира Глебовича, заканчивающийся описанием его смерти в 1187 и включающий повествование о его военных действиях против половцев. 3-й источник - черниговский летописец князя Игоря Святославича, оканчивающийся сообщением о смерти в 1198 черниговского князя Ярослава Всеволодовича и вступлении на черниговский стол самого Игоря. Этот летописец, по мнению Присёлкова, был начат при князе Святославе Ольговиче в 1140-е годы, продолжен при новгород-северском князе Олеге Святославиче (умер в 1180), а затем при Игоре Святославиче. Шахматов отмечал наличие в тексте Киевского свода вкраплений из Галицко-Волынского свода (начиная с 1140-х годов) и из ростово-суздальского летописания.

Особый взгляд на Киевский свод предложил В. Т. Пашуто. Опираясь на тот факт, что в начальной статье, предшествующей ПВЛ («Се же суть имена князем киевьским...» Ипатьевского списка), список князей завершается Владимиром Рюриковичем и Дмитром, посадником галицко-волынского князя Даниила Романовича, при котором «взяша Батый Киев», исследователь предположил, что Киевский свод доходил до конца 1230-х годов. Летописец, согласно Пашуто, писал при дворе Даниила Романовича после нашествия татар; он же добавил к киевскому тексту материалы галицко-волынского летописания 12 века и использовал Киевский свод после 1200 как источник пополнения галицко-волынского летописания.

3-я часть Ипатьевской летописи - Галицко-Волынская летопись, резко отличается от предшествующего текста по стилю и содержанию; можно считать, что это самостоятельный, почти независимый от общерусского летописания памятник, являющийся уникальным источником сведений о Галицком и Владимиро-Волынском княжествах, а также о международных связях русских княжеств в 13 веке. Повествование в ней велось не по годам: в Хлебниковском списке отсутствует годовая сетка (вероятно, её не было и в протографе), а в Ипатьевском списке годы проставлены при составлении списка, притом с механической ошибкой - при присоединении к Киевскому своду (последняя, при этом неверная, дата - 1200), составитель Ипатьевской летописи датировал следующие события 1201 годом, хотя на самом деле они относятся к 1205.

В. Т. Пашуто, опираясь на мнение М. Д. Присёлкова, считал, что первоначально Галицко-Волынская летопись писалась в форме свободного рассказа, а в конце 13 века материалы были сгруппированы в соответствии с хронологией событий, но без годовой сетки, которую внёс лишь составитель Ипатьевского списка Ипатьевской летописи.

Галицко-Волынская летопись в основном состоит из ряда княжеских биографий. Л. В. Черепнин выделил из общего текста летописи собственно Галицкую летопись, а И. П. Ерёмин - Волынскую летопись (при этом он весьма упростил историю составления этого памятника). Согласно гипотезе В. Т. Пашуто, Начальная Галицкая летопись (составленная в 1211 галицким книжником Тимофеем) вошла в состав свода, составленного в 1246 году киевским митрополитом Кириллом II (III) и продолженного до 1261 холмским епископом Иоанном. После смерти Даниила Романовича (1264) летописание перешло во Владимир-Волынский. Летописец владимиро-волынского князя Василька Романовича довёл повествование до 1269 или 1271, пополнив текст сведениями из летописца Шварна Даниловича. Продолжил повествование свод владимиро-волынского князя Владимира Васильковича (умер в 1288); его автором Пашуто считал владимиро-волынского епископа Евсигния (по мнению И. П. Ерёмина, не меньше оснований атрибутировать его туровскому епископу Марку), а А. И. Генсьорский - писца Федорца, писавшего завещание Владимира Васильковича. Последний свод, охватывающий 1289 и зиму 1289/90, - Свод владимиро-волынского князя Мстислава Даниловича, включил в себя отрывки местного летописания Пинска, Степани и др.

Источники Галицко-Волынской летописи многообразны: это княжеские летописцы, различные документы (акты, грамоты, военные донесения, дипломатические отчёты), рассказы очевидцев о битвах и походах, воинские повести, фрагменты из других летописей (например, Повесть о битве на Калке), местное летописание и т.д. Кроме того, в Галицко-Волынской летописи присутствуют частые обращения к книжным источникам: к переводным историческим сочинениям (греческим хроникам, «Истории иудейской войны» Иосифа Флавия); есть в её составе и большие цитаты из «Слова о законе и благодати» киевского митрополита Илариона.

Все составные части Ипатьевской летописи рассматриваются как уникальные памятники древнерусской литературы. В целом Ипатьевская летопись (или сходная южнорусская летопись) оказала влияние на ряд последующих летописных памятников, в том числе на протограф Софийской первой и Новгородской четвёртой летописей, а также на протограф Московского летописного свода конца 15 века и Ермолинской летописи.

Изд.: Полн. собр. русских летописей. СПб., 1843. Т. 2; 2-е изд. СПб., 1908. Т. 2. М., 1998; 3-е изд. П., 1923. Т. 2. Вып. 1; Волынско-Галицкая летопись, составленная с концом XIII в. Львов, 1871; Клеванов А. С. Летописный рассказ событий Киевской, Волынской и Галицкой Руси от ее начала до половины XIV в. М., 1871; Летопись по Ипатскому списку. СПб., 1871; Галицько-Волинський Лiтопис. Львiв, 1936. Ч. 1; Древнерусские летописи. М.; Л., 1936; The Galician-Voiynian chronicle. Мünch., [1973]; Галицко-Волынская летопись // Памятники литературы Древней Руси, XIII в. М., 1981; Літопис Руський. За Iпaтcьким списком. Київ, 1989; The Old Rus’ Kievan and Galician-Volhynian chronicles. L., 1990; Галицько-Волинський літопис. Львів, 1994; Муравьева Л. Л., Кузьмина Л. Ф. Именной и географический указатели к Ипатьевской летописи // Полн. собр. русских летописей. М., 1998. Т. 2; Галицко-Волынская летопись: Текст. Комментарий. Исследование. СПб., 2005.

Лит.: Фирсов Н. Н. Содержание и характеристика Галицко-Волынской летописи по Ипатьевскому списку. Казань, 1891; Грушевський М. С. Хронологія події Галицько-Волинсьκοї лiтoпиcи // Записки Наукового товариства імени Шевченка. Львiв, 1901. Т. 41; Орлов А. С. К вопросу об Ипатьевской летописи // Известия Отделения русского языка и словесности АН. Л., 1926. Т. 31. Кн. 1; он же. О Галицко-Волынском летописании // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1947. Т. 5; Шахматов А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV-XVI вв. М.; Л., 1938; Приселков М. Д. История русского летописания XI-XV вв. Л., 1940; Черепнин Л. В. Летописец Даниила Галицкого // Исторические записки. М., 1941. Т. 12; Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947; Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950; Генсьорский А. И. Галицько-Boлинcький лiтoпиc (Процес складання, peдaкциї i редактори). Київ, 1958; он же. Галицько-Волинський лiтoпиc (Лексичні, фpaзeoлoгiчни та стилicтичнi ocoбливocтi). Kиїв, 1961; Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963; Еремин И. П. Литература Древней Руси. М.; Л., 1968; Насонов А. Н. История русского летописания XI - начала XVIII в., М., 1969; Франчук В. Ю. Киевская летопись. К., 1986; Ужанков А. Н. «Летописец Даниила Галицкого»: редакции, время создания // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1989. Сб. 1; он же. «Летописец Даниила Галицкого»: проблема авторства // Там же. 1992. Сб. 3; Лихачева О. П. Ипатьевская летопись // Книжные сокровища. Л., 1990; Романова О. В. Ипатьевская летопись и Новгородско-Софийский свод // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. СПб., 1997; Книги Я. Б. Фрагмента невщомого списку Іпaтiiвcького лiтoпиcy // Галичина та Волинь у добу Cepeдньoвiччя. Львiв, 2001; Клосс Б. М. Ипатьевская летопись // Письменные памятники истории Древней Руси. СПб., 2003.