Ипатьевский монастырь

ИПАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Ипатия Гангрского во имя Святой Троицы мужской монастырь), в Костроме, на левом берегу Волги. Основан не позднее конца 14 века недалеко от города, на стрелке между Волгой и её притоком Костромой. Впервые обитель упоминается в 1435 году, когда здесь был заключён мир между великим князем московским Василием II Васильевичем и князем Василием Юрьевичем Косым. Два более ранних акта в Ипатьевском монастыре - московского боярина К. Д. Шеи Зернова, предположительно датируемые 1406-17, известны только по упоминаниям (текст одного из них, как установил И. А. Голубцов, сфальсифицирован на бумаге конца 1530-х - начала 1540-х годов). Ипатьевский монастырь пользовался покровительством великокняжеской власти. В июне 1443 великий князь московский Василий II Васильевич выдал указную грамоту с запрещением пользоваться в Костроме всеми перевозами, за исключением одного, принадлежавшего обители. Ипатьевский монастырь являлся родовой усыпальницей Сабуровых и их родственников - Годуновых и Вельяминовых-Зерновых.

Расцвет Ипатьевского монастыря во 2-й половине 16 века связан с возвышением бояр Сабуровых и Годуновых при великокняжеском (с 1547 - царском) дворе. Это позволило привлечь в обитель вкладчиков из других знатных фамилий. В 1567-72 годах Ипатьевский монастырь входил в опричнину. Во 2-й половине 16 века по инициативе Сабуровых и их однородцев появилась родословная легенда (несостоятельная с исторической и хронологической точки зрения), согласно которой их предком был татарский мурза Захарий Чет, крещённый митрополитом Петром (по другой версии - митрополитами Петром и Феогностом одновременно) и основавший в 1330 Ипатьевский монастырь на месте чудесного явления ему Пресвятой Богородицы со священномучеником Ипатием, епископом Гангрским и апостолом Филиппом. Наиболее щедрые земельные и денежные вклады поступали в Ипатьевский монастырь от Сабуровых и Годуновых: постоянно поддерживал его Д. И. Годунов, а также его племянник - Борис Фёдорович Годунов, который вместе с сестрой, царицей И. Ф. Годуновой, привлёк к обители внимание царя Фёдора Ивановича. В 1595 Ипатьевский монастырь получил двор с каменными постройками в Китай-городе в Москве, а в 1603 - два двора в Костроме. В 1597-1600 монастырь владел 14,1 тысячами га земли (против 3,8 тысяч га в 1562) и 442 поселениями. В 1598 Ипатьевский монастырь получил статус архимандритии, а его настоятель стал управлять костромской патриаршей областью.

Реклама

Ипатьевский монастырь

В 1612-13 за стенами Ипатьевского монастыря укрывался вместе с матерью М. Ф. Романов (будущий царь Михаил Фёдорович). 14(24).3.1613 в Троицком соборе Ипатьевского монастыря М. Ф. Романов был венчан на царство, что обеспечило монастырю покровительство династии. Обитель считалась фамильной святыней Романовых, и при вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом её посетить. С 1613 года Ипатьевский монастырь стал ставропигиальным. В 1626 по повелению Михаила Фёдоровича в обитель были присланы частицы ризы Господней и ризы Богородицы. В 17 веке монастырь имел собственную иконописную мастерскую, крупное собрание рукописей, в число которых входил список 1-й четверти 15 века знаменитой Ипатьевской летописи, уникальные лицевые Годуновские Псалтири, пожертвованные в 1591 боярином Д. И. Годуновым, многочисленные списки Евангелия и т.д. В начале 18 века в Ипатьевском монастыре находились в ссылке братья Иоанникий и Софроний Лихуды.

В 1744-1835 годах Троицкий храм Ипатьевского монастыря был кафедральным собором Костромской епархии, а монастырь превращён в архиерейский дом; в 1835 Ипатьевский монастырь стал первоклассным кафедральным монастырём. В 1747 здесь открылась Костромская семинария. Со 2-й половины 19 века в стенах Ипатьевского монастыря находился Музей Дома Романовых.

В 1919 материальные ценности Ипатьевского монастыря национализировали, к 1922 монахи были изгнаны. В 1958 Ипатьевский монастырь открыт как Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. В 1993 году в Ипатьевском монастыре возобновлена монашеская жизнь. В начале 21 века монастырские постройки передаются РПЦ, музей переводится в другие помещения Костромы.

Ипатьевский монастырь

Ипатьевский монастырь. Троицкий собор. 1650-52.

Каменное строительство в Ипатьевском монастыре велось с 3-й четверти 16 века. В 1564 возведена церковь Рождества Богородицы (перестроена в 1760-1764 и 1864, разобрана в 1930-е годы). Во 2-й половине 16 века (возможно, в 1558) построен Троицкий собор; благодаря вкладам семьи Годуновых в 1586-90 возведены стены и башни так называемого Старого города (надстроены в 1621-25, железные конусообразные крыши - 1840; северные Екатерининские ворота с часовнями перестроены в стиле барокко в 1767 к приезду Екатерины II). Основная часть ансамбля сложилась в 17 веке. В 1642-45 возведены стены и 3 башни так называемого Нового города, с запада примыкающего к Старому городу. В центре Старого города в 1650-52 сооружён монументальный 4-столпный 5-главый Троицкий собор (на подклетах собора, разрушенного взрывом пороха в 1649; с приделами Апостола Филиппа и Святого Ипатия в диаконнике, Преподобного Михаила Малеина в южной галерее, а также приделом в честь Смоленской Шуйской иконы Божией Матери в северной галерее, устроенным в 1879), окружённый галереями (фрески галерей - около 1653-54 и палехских мастеров под руководством Н. М. Сазонова, 1912; фрески основного пространства - 1685, артель Гурия Никитина и Силы Савина; барочный резной иконостас - 1756-58, иконы 16-18 века, обитые медью с рисунком в технике «огневого золочения» двери порталов - 2-я половина 16 века, напрестольная резная сень -17 век). В ризнице собора, в экспозиции Костромского объединённого музея-заповедника, - иконы, лицевое шитьё, рукописные книги, металлопластика, деревянная скульптура 15-18 века. В подклети западной части галереи - погребальная церковь Воскресения Лазаря (1763) с надгробными плитами родителей Бориса Годунова. К западу от собора была построена звонница (1603-05, 2-ярусная галерея - 1852), соединённая с 4-ярусной башней с открытым звоном [1645-46; часы - 1649 (не сохранились); шатёр - 1852]. Вдоль стен Старого города полукругом от собора возведены: на северо-востоке - архиерейский корпус (конец 16 - середина 19 века) с настоятельскими, казначейскими кельями, надвратная церковь Святых Хрисанфа и Дарии (1841-63, архитекторы К. А. Тон, А. Г. Григорьев); на северо-западе - братский корпус (конец 16 века, 2-й этаж - середина 18 века; экспозиция по истории Костромского края 12-19 века) и келарские кельи (так называемые палаты бояр Романовых, 1586-90, перестроены в 1841-1842 и 1859-63 в русском стиле, архитектор Ф. Ф. Рихтер); на западе - корпус «над погребами» (1568-93, 2-й этаж - 1732); на юго-западе - свечной корпус (2-я половина 16 века, 2-й этаж - середина 18 века, пристройка - 1861).

Ипатьевский монастырьВ 1837 вокруг стен Ипатьевского монастыря сделана подсыпка грунта с укреплением булыжником («обруб», обновлён в 1896). В 1910-1913, в связи с празднованием 300-летия царствования Дома Романовых, под руководством архитектора Д. В. Милеева проведена реставрация зданий, фресок и иконостаса Троицкого собора, палат бояр Романовых, где открыто древлехранилище Костромского церковно-исторического общества.

Близ Ипатьевского монастыря - Костромской музей народной архитектуры и крестьянского быта (открыт в 1960; часть памятников до 1990-х годов располагалась в Новом городе), церковь Иоанна Богослова в Богословской слободе (1681-87; росписи - 1735, костромичи Фёдор Логинов с сыновьями Матвеем и Иваном; резной иконостас - 1770).

Лит.: Диев М. Я. Историческое описание Костромского Ипатьевского монастыря. М., 1858; Островский П. Историко-статистическое описание Костромского первоклассного Ипатьевского монастыря. Кострома, 1870; Покровский Н. В. Древности Костромского Ипатьевского монастыря // Вестник археологии и истории. 1885. Вып. 4; Баженов И. В. Костромской Ипатьевский монастырь. Кострома, 1909; Лукомский В. К. Кострома. - Лукомский Г. К. Описание памятников художественной старины. СПб., 1913; Голубцов И. А. Две данных грамоты XV-XVI века Костромскому Ипатьевскому монастырю // Вопросы социально-экономической истории и источниковедения периода феодализма в России. М., 1961; Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969; Кудряшов Е. В. Архитектурные памятники Ипатьевского монастыря XVI-XVII вв. // Краеведческие записки Костромского историко-архитектурного музея-заповедника. Ярославль, 1973. Вып. 1; Брюсова В. Г. Ипатьевский монастырь. М., 1982; Антонов А. В. Перечни актов Переславских, Ярославских, Костромских и Галичских монастырей и церквей XIV - начала XVII в. // Русский дипломатарий. М., 1997. Вып. 1; он же. Костромские монастыри в документах XVI - начала XVII в. // Там же. М., 2001. Вып. 7; Памятники архитектуры Костромской области. Кострома, 1998. Вып. 1. Ч. 3.

С. П. Зверев, В. Ф. Козлов, А. В. Кузьмин (история); П. С. Павлинов (архитектура).