Ирод Антипа

ИРОД АНТИПА (20 до нашей эры - после 39 нашей эры), сын и один из наследников Ирода I Великого, с 4 до нашей эры правитель Галилеи и Переи (Заиорданья) в ранге тетрарха. Ироду Антипа достались многолюдные и богатые природными ресурсами, но периферийные, отсталые в хозяйственном и культурном отношении области, заселённые главным образом евреями. Он активно занимался градостроительной деятельностью: перестроил и расширил столицу Галилеи Сепфорис, основал в Заиорданье г. Ливиада, названный в честь Ливии (жены Августа и матери Тиберия), а на западном берегу Галилейского моря - новую столицу своих владений Тивериаду, названную в честь Тиберия, который был покровителем и другом Ирода Антипы.

Женитьба Ирода Антипы на своей племяннице, внучке Ирода I Великого Иродиаде, которая до этого была замужем за сводным братом Ирода Антипы, противоречила иудейским обычаям и вызвала недовольство его подданных. Под влиянием Иродиады Ирод  Антипа обратился в 39 году нашей эры к Калигуле с просьбой о наделении его титулом царя. Недоброжелатели Ирода Антипы представили это как следствие стремления к восстанию и отделению от Рима, и Ирод  Антипа был сослан в Галлию (по другим данным, в Испанию).

Реклама

Ко времени правления Ирода Антипы относится начало христианской проповеди в Палестине. По сообщению Иосифа Флавия, Ирод  Антипа, напуганный огромной популярностью Иоанна Крестителя в Перее, велел (около 29 года нашей эры) арестовать и казнить его (Иудейские древности, XVIII.5.2). Другая версия этой истории дана в Евангелии от Марка (6:14-28): Иоанн Креститель был арестован за обличение Иродиады и обезглавлен по просьбе угодившей Ироду Антипе своим танцем его падчерицы Саломеи, дочери Иродиады. В Евангелии от Луки рассказывается о встрече Ирода Антипы и Иисуса Христа. Когда в Галилее Ирод  Антипа услышал о проповеди и чудесах Иисуса и о том, что его считают воскресшим из мёртвых Иоанном Крестителем, он захотел увидеть Иисуса (9:7-9). Встреча состоялась в Иерусалиме, куда Ирод  Антипа прибыл на праздник Пасхи. Узнав, что Иисус родом из Галилеи, Пилат Понтий отослал его на суд правившего Галилеей Ирода Антипы. Тот, надеясь увидеть какое-либо чудо, допросил Иисуса в присутствии первосвященников и книжников, но ответов на свои вопросы так и не получил. Тогда, посмеявшись над Иисусом, он велел облечь его в светлую одежду (видимо, в знак его невиновности) и отослать обратно к Понтию Пилату, который согласился с тем, что Иисус не заслуживает смерти (23:6-15).

Лит.: Hoehner Н. W. Herod Antipas. Grand Rapids, 1980; Kokkinos N. The Herodian dy nasty: origins, role in society and eclipse. Sheffield, 1998.

А. Л. Смышляев.