Ирония

ИРОНИЯ (греческий ειρωνεία), способ высказывания, при котором имеется в виду одно, а говорится другое - так, чтобы был очевиден именно подразумеваемый смысл. Античная риторика трактовала иронию как троп (смотри Тропы и фигуры речи), позволяющий оратору «притворно ругать, изображая хвалу, и восхвалять, изображая порицание»; при этом истинный замысел оратора «становится понятным благодаря либо тону высказывания, либо личности оратора, либо самой сути предмета» (Квинтилиан, «Воспитание оратора», 8:6:54). Ирония, заключённая в одном слове, античными теоретиками определялась термином «антифразис» («Откуда, умная, бредёшь ты голова?» - Н. А. Крылов). Как стилистический приём или как способ повествования ирония получила широкое распространение в мировой литературе.

Как философско-эстетическая категория ирония характеризует выявление смысла через нечто ему противоположное, иное. Будучи направлена на раскрытие противоречия между личиной и существом, между словами и делами, и т.п., ирония предполагает определённую жизненную позицию, сопоставимую, например, с позицией греческого киника и русского юродивого. Такова «сократовская ирония», как её понимал Платон: самоуничижение Сократа, его «неведение» (он знает, что ничего не знает), переходит в свою противоположность, позволяя обнаружить чужое «незнание» как иронический момент и подойти к высшему, истинному знанию. Уже сократовская ирония в её платоновско-аристотелевском осмыслении соединяет в себе иронию как философско-этическую установку (давшую впоследствии иронию как эстетическую позицию), как риторическую фигуру (приём) и как момент самого человеческого бытия. Долговечная риторическая традиция (от 4 века до нашей эры до начала 19 века) кодифицировала иронию только как приём. Новые подходы к иронии возникают в 17-18 веках (в частности, у Дж. Вико и А. Э. К. Шефтсбери), в эпохи барокко и классицизма, в связи с интенсивным осмыслением принципов творчества, творческого дара (смотри Гений) и т.д. Немецкие романтики (Ф. Шлегель, А. Мюллер и др.) предчувствуют реальную иронию исторического становления. Уже у Ф. Шлегеля ирония выступает как принцип универсального перехода внутри целого: «Ирония есть ясное сознание вечной подвижности, бесконечно-полного хаоса», «настроение, которое даёт обзор целого и поднимается над всем условным». В иронии «негативность» берёт верх над «позитивностью», свобода - над необходимостью. Сущность романтичной иронии состоит в абсолютизации движения, «отрицания», однако романтизм заключал в себе и тонкое понимание опосредствующей роли «отрицания» в сложении всякого живого, в том числе художественного целого: уже у Ф. Шлегеля, затем у К. В. Ф. Зольгера ирония опосредует противоположные творческие силы художника и порождает произведение искусства как совершенное равновесие крайностей. Г. В. Ф. Гегель охарактеризовал иронию у Зольгера как принцип «отрицания отрицания», близкий к диалектическому методу самого Гегеля. С. Кьеркегор в диссертация «О понятии иронии...» («От begrebet ironi med sadigt hensyn til Socrates», 1841) впервые дал исторический анализ иронии - как сократовской, так и романтической; сам он при этом склонялся к своего рода ироническому экзистенциализму, утверждая, что «ирония бывает здоровьем, когда освобождает душу от пут всего относительного, и бывает болезнью, если способна выносить абсолютное лишь в облике ничто» (Kierkegaard S. Über den Begriff der Ironie... Fr./М., 1976. S. 83-84).

Реклама

В философии и эстетике постмодернизма ирония предстаёт как выражение ничем не компенсируемой утраты смысла, когда «самосознание теряет контроль над самим собой» (П. М. де Ман). С антиметафизической установкой Р. Рорти связана его концепция иронии как универсального способа овладения «случайностью» (образ «либерального ироника», который постоянно не только заново интерпретирует мир, но и заново инициирует себя самого).

Лит.: Thomson J.А. К. Irony, an historical introduction. L., 1926; Лосев А. Ф. Ирония античная и романтическая // Эстетика и искусство. М., 1966; Гайденко П. П. Трагедия эстетизма. Опыт построения миросозерцания С. Киркегора. М., 1970; Ironie als literarisches Phänomen / Hrsg. von Н.-Е. Hass, G.-А. Mohrlüder. Кöln, 1973; Behler Е. Klassische Ironie, romantische Ironie, tragische Ironie. 2. Aufl. Darmstadt, 1981; idem. Ironie und literarische Moderne. Paderborn, 1997; Кьеркегор С. О понятии иронии // Логос. 1993. № 4; Мüller М. Die Ironie. Kulturgeschichte und Textgestalt. Würzburg, 1995; Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996; Strohschneider-Kohrs I. Die romantische Ironie in Theorie und Gestaltung. 3. Aufl. Тüb., 2002; Янкелевич В. Ирония. Прощение. М., 2004.

Ал. В. Михайлов.