Ирокезы

ИРОКЕЗЫ (iroquoi , алгонкинское - змеи, то есть враги; с 17 века название использовалось европейцами),

1) группа индейских народов в США и Канаде. Численность в США 353,8 тысяч человек (в том числе 302,6 тысяч человек чироки; 2000, перепись), в Канаде 49,7 тысяч человек (2005, перепись). Говорят на ирокезских языках и английском языке.

К началу европейской колонизации жили в основном в районе Великих озёр: в долине реки Святого Лаврентия (лаврентийские ирокезы), между озёрами Гурон и Онтарио (петуны, гуроны), к северо-востоку от озера Эри (нейтральные), на юго-восток от озера Эри (эри), к югу от озера Онтарио (венро), к югу и юго-востоку от озера Онтарио (собственно ирокезы) и южнее - на территории современных штатов Западная Виргиния (сусквеханноки), Виргиния и Северная Каролина (чироки, тускарора и другие виргинские и северо-каролинские ирокезы). По данным археологии и генетики, ирокезы пришли в район Великих озёр с юго-востока Северной Америки в конце 1-го тысячелетия нашей эры (традиция Клемсон-Айленд). Вторжение ирокезов разделило живших тут алгонкинов на  восточную (приатлантическую) и центральную группы. В 17-18 веках большая часть  ирокезов (кроме чироки и части гуронов) была ассимилирована собственно ирокезами.

Реклама

2) Собственно ирокезы (самоназвание - ходеносауни, haudenosaunee, буквально - люди длинного дома), группа ирокезских народов в США (южные ирокезы: сенека, онондага, кайюга, онейда, тускарора, часть могауков - штат Нью-Йорк; часть сенека и кайюга - штат Оклахома; часть онейда - восток штата Висконсин) и на юго-востоке Канады (северные ирокезы: могауки - провинции Онтарио и Квебек; сенека, онейда, онондага, кайюга, могауки, тускарора - резервация Сикс-Нейшенс в Онтарио). Численность в США 48,8 тысяч человек (2000, перепись), в Канаде 49,7 тысяч человек (2005, перепись). Говорят на языках сенека, кайюга, онондага, онейда, могаук, тускарора и английском языке. Ирокезы  - христиане (протестанты и католики) и последователи синкретической «религии длинного дома».

Ирокезы

Ирокезская вышивка бисером: 1 - мокасин; 2 - ноговица; 3 - сумка; 4 - детская люлька. 19 век (по Л. Г. Моргану).

Памятники так называемой северо-ирокезской традиции в штате Нью-Йорк и канадских провинциях Онтарио и Квебек прослеживаются с 10-11 века. Традиционная культура типична для индейцев северо-востока США; её классическое описание для 1-й половины 19 века сделано Л. Г. Морганом, построившим на основе изучения системы родства и родовой организации ирокезов общую теорию эволюции систем родства. Основное занятие - подсечно-огневое земледелие (главные культуры - «индейская триада» - кукуруза, фасоль и тыква, а также подсолнечник, табак, горох, кабачки и др.); примерно каждые 10 лет посёлки переносились из-за истощения земель. Мужчины летом ловили рыбу, зимой охотились (в основном на оленя и бобра). Охотились главным образом небольшими группами, была известна коллективная загонная охота на оленя. Оружие - лук, стрелометательная трубка. Зимой передвигались на ступательных лыжах, летом - на каркасных лодках из коры вяза. Было известно изготовление керамики.

Ко 2-й половине 16 века был образован союз пяти племён (так называемая Лига ирокезов): сенека (самоназвание - нундэйваоно, буквально - народ Великого холма), кайюга (самоназвание - гвэюгвэхоно, буквально - народ на ненадёжной земле), онондага (самоназвание, буквально - народ на холмах), онейда (самоназвание - онейотеака, буквально - народ гранита), могауки (алгонкинское - людоеды, самоназвание - ганеагэйоно, буквально - народ кремня). Совет и «великий огонь» Лиги находились в Онондаге. Основание Лиги (принятие «конституции», или «Великого закона мира») предание приписывает вождям Дегановеде (Великий Миротворец) и Гайавате (Айенвата). Племя делилось на две фратрии (в прошлом экзогамные), объединявшие матрилинейные тотемные роды (члены одного рода принадлежали разным племенам, например члены родов Черепахи, Волка и Медведя были во всех племенах, Бобра и Оленя - у онондага, кайюга и сенека), линиджи и сублиниджи, составлявшие основу общин, населявших длинные дома (овачира), во главе с выборной правительницей. Лига также делилась на половины: могауки, онондага и сенека, с одной стороны, онейда и кайюга - с другой. Поселения насчитывали до 2-3 тысяч человек, были укреплены несколькими рядами частокола. Брак моногамный, были часты разводы. Брачное поселение матрилокальное, до 18 века сохранялось дислокальное поселение. Кросскузенные браки были запрещены. Существовали строго регламентированные отношения взаимности между старшими и младшими, родителями и детьми, мужчинами и женщинами, сиблингами и кузенами. Традиционная система терминов родства (сохранялась в неизменном виде до середины 20 века) бифуркативного («ирокезского») типа. Сиблинги делятся по относительному возрасту. Особенностью терминов родства ирокезов является их переходно-глагольная, а не именная природа. Термины родства употребляются только с показателями притяжательности и не подлежат инкорпорации.

Племена управлялись советами старейшин; титулы старейшин принадлежали определённым родам и наследовались сыном сестры, внуком или правнуком.

Сагаеткуапиетау (Брант), вождь племени могауков, участник ирокезской делегации к английскому двору. Портрет Дж. Верелста. 1710. Публичный архив Канады (Оттава).

Лига управлялась союзным советом 50 старейшин (сахемов); его постановления принимались единогласно. В ходе войн 17-18 веков власть сахемов уменьшилась и частично перешла в руки военных вождей. Существовали родовые и фратриальные вожди, советы старейшин и «матерей» рода, контролировавших выборы старейшин и сахемов. Военнопленные подвергались пыткам и сожжению (был распространён ритуальный каннибализм) либо, пройдя первичные испытания, адоптировались (смотри Адопция) в племя на полных правах, замещая умерших членов (к концу 17 века до 2/3 ирокезов состояло из адоптированных представителей других племён; среди адоптируемых были и европейцы - миссионеры, торговые агенты и др., в том числе Л. Г. Морган). Были распространены: вера в безличную магическую силу (оренда), культы личных духов-покровителей (получаемых юношами в результате длительных испытаний), главных культурных растений (Трёх сестёр). В основе мифологии - космогонический миф о Небесной женщине и её внуках (или сыновьях) - близнецах-антагонистах: демиурге Великом духе (Иосхека, Хавеннейю и др.) и Злом духе (Тавискарон, Ханегоатегех и др.). Существовали культы духов Грома, Ветров и других низших божеств, солярный культ. Основные праздники Новый год (Гийеваноускуагова, отмечался в конце января - начале февраля; главные обряды - жертвоприношение белой собаки, обновление огня) и Зелёной кукурузы (Эйхдэйкевайо - во время созревания урожая). Обряды сопровождались плясками, сжиганием табака. Между селениями, фратриями и племенами устраивались состязания, основное - игра в мяч (отадажисквааге, или лакросс): мяч гоняли по полю деревянными клюшками или плетёными ракетками. За исполнением обрядов и моральных предписаний наблюдали «хранители веры» - выборные лица (мужчины и женщины). Сохраняются фратриальные тайные знахарские общества (Фальшивых лиц, Маленькой воды и др.). В начале 19 века распространилась синкретическая «религия длинного дома», основанная вождём сенека Ганеодийо (Прекрасное Озеро). Музыкальные инструменты - флейта, водяной барабанчик, погремушки из тыквы, коры, черепашьего панциря.

С началом контактов с голландцами (1609) ирокезы стали их основными партнёрами в поставках пушнины. Необходимость расширения промысловых ресурсов и овладение огнестрельным оружием (одними из первых среди индейцев региона) вызвали военную экспансию Лиги (так называемые бобровые войны 1630-1700). С середины 17 века были разбиты и частично включены в Лигу гуроны, ниссипинг, нейтральные, эри, сусквеханноки. В результате борьбы ирокезов с алгонкинами были уничтожены могикане, часть алгонкинских племён вытеснена на запад Великих озёр; в 1680 разбиты иллинойс. С 1670-х годов часть ирокезов, в основном могауки, обращённые французами в христианство, были поселены в долине реки Святого Лаврентия. К 1680-м годам ирокезы контролировали большую часть  северо-востока современного США. С конца 1680-х годов были втянуты в колониальные войны, известные как «Война короля Вильгельма», в качестве союзника колонии Нью-Йорк против французов и практически всех племён северо-востока; в ходе войны ирокезы потеряли около 50% мужского населения. После 1701 года соблюдали нейтралитет между французами и англичанами и вели незначительные войны с южными племенами (чироки, катавба, крики). К 1722 в Лигу были включены переселившиеся с юга тускарора (самоназвание - скароре). В Семилетней войне 1756-63 большинство ирокезов воевало в союзе с англичанами, что во многом способствовало поражению французов. Часть ирокезов выступила на стороне англичан в Войне за независимость в Северной Америке 1775-83, что навлекло на них карательные меры американцев (экспедиции Дж. Салливана и Дж. Клинтона 1779), положившие конец могуществу Лиги (смотри в статье «Индейские войны»). По окончании войны могауки и часть других ирокезов ушли в Канаду и были поселены англичанами в резервации; часть онейда поселилась в Висконсине, большинство сенека - на западе штата Нью-Йорк и северо-западе Пенсильвании; часть ирокезов в 18 веке ушла в Огайо, оттуда в 19 веке - в резервации на северо-восток Оклахомы. Современные ирокезы заняты фермерством, работают по найму (в том числе в строительстве), мигрируют в города (компактные общины - в Нью-Йорке и Чикаго). Сохраняют традиционные обряды, ремёсла (изделия из кожи и бисера, ракетки для игры в мяч), высокий статус женщин, матрилинейный (в Канаде - патрилинейный) счёт родства, родовое, фратриальное и племенное деление.

Ирокезы

Кэролайн Дж. Паркер, сестра Эли С. Паркера - вождя из племени сенека, друга и информанта Л. Г. Моргана. Дагеротип. Около 1850. Музей Юго-Запада (Лос-Анджелес).

Резервация Онондага в штате Нью-Йорк сохраняет значение «столицы» ирокезов, резиденции Великого совета Шести наций; в 1980-е годы провозглашена «государством Ходеносауни» с иностранными паспортами и въездными визами. В Канаде существует Ассоциация ирокезов и союзных индейцев (1971).

Лит.: Tooker Е. Northern Iroquoian sociopolitical organization // American Anthropologist. 1970. Vol. 72. № 1; Fenton W. N. Northern Iroquoian culture patterns // Handbook of North American Indians. Wash., 1978. Vol. 15; Морган Л. Г. Лига ходеносауни, или ирокезов. М., 1983; Snow D. R. Migration in prehistory: The Northern Iroquoian case // American Antiquity. 1995. Vol. 60. № 1.

В. С. Якунин.