Исагогика
ИСАГОГИКА (от греческого εισαγωγικός - вводный, от εισαγωγή - введение), комплекс библейских дисциплин, изучающих историю отдельных книг Библии, а также библейского канона. Ныне более употребителен синоним исагогика - «введение в Священное Писание».
Впервые греческий термин «исагогика» был употреблён монахом Адрианом (умер в 440 году) в названии сочинения «Введение в Божественное Писание», посвящённого прежде всего методам толкования Писания. На латинском Западе аналог термина «исагогика» - «Introductorii libri», или «Introductores», - впервые встречается у Кассиодора. Первые исагогические опыты сведения информации о библейских книгах представлены в патристических синопсисах. В средние века термин «исагогика» стал обозначением учебного курса, посвящённого пропедевтическим вопросам Священного Писания. Проблемами исагогики занимались Юнилий Африканский (6 век), Кассиодор, Гуго Сен-Викторский, Николай из Лиры (около 1270 - около 1349) и др. В эпоху Возрождения труды по исагогике были опубликованы католическими и протестантскими эрудитами К. Пагнинусом (1470-1536, по другим данным, 1541), Сикстом Сиенским (16 век), Каэтаном, Карлштадтом (А. Боденштейном; 1480-1541). В 17 веке для рассмотрения вопросов происхождения и исторической оценки библейских книг жанр исагогического эссе использовали преимущественно протестантские богословы. Первым опытом такого рода стала «Исагогика, или Общее введение в Священное Писание Ветхого и Нового Завета» («Isagoge seu Introductio generalis ad Scripturam sacram Veteris et Novi Testamenti», 1627) Андреаса Риветуса (1572-1651). В 17-18 веках исагогику разрабатывали богословы и философы: католик Р. Симон, протестанты И. Г. Карпцов, И. Д. Михаэлис, И. С. Землер, И. Г. Гердер, И. Эйхгорн. В 19-20 веках метод историко-критического изучения библейских текстов достиг расцвета, широко распространившись как среди протестантских (например, Г. Л. де Ветте, М. Борнкамм, Г. В. Кюммель, В. Марксен, О. Айсфельдт), так и католических и православных исследователей (А. В. Карташёв, П. А. Юнгеров, П. Брациотис и др.). В 20 веке специалисты в области исагогики стремились учитывать новейшие достижения библеистики. Первые результаты анализа жанровых форм библейских текстов были отражены во «Введении» О. Айсфельдта (1934) и затем включались практически во все значительные работы по исагогике (Э. Селлин, Г. Форер, О. Кайзер, В. Шмидт, Р. Сменд, А. Соджин, Р. Рендторф). Наибольшую известность приобрели исагогическое эссе (серия комментариев к книгам Ветхого Завета), опубликованные в американской серии «Формы Ветхозаветной литературы» («Forms of Old Testament Literature») и посвящённые отдельным жанровым единицам: исторической литературе (Б. Лонг, 1984), апокалиптической литературе (Дж. Коллинз, 1984), литургической поэзии (Э. Герстенбергер, 1988), пророческой литературе (М. Суини, 1996). В ряде «введений» разбор истории создания отдельных библейских книг начинается с их окончательной редакции, от которой автор переходит к источникам и затем к долитературной стадии. Внимание богословским вопросам уделяют «введения» А. Вайзера, А. Казеля, Е. Ценгера (с соавторами) и Б. Чайлдза. В принципах и методах современной исагогики отразилось также развитие социологической школы интерпретации. В начале 1970-х годов была предпринята попытка объединить в одном издании «введения», написанные авторами разных вероисповеданий («Католики, евреи, православные и протестанты читают Библию», 1970).
Реклама
Помимо канонических книг Ветхого Завета, к области исагогики часто относят исследование памятников эллинистической иудейской литературы, т. к. в различных христианских и в иудейской традициях границы канона существенно различаются (смотри Апокрифы). В ходе развития библейской науки от исагогики отделились некоторые вспомогательные библейские дисциплины, например: грамматика греческого, еврейского и арамейского языков и лексикография, разработка методов критики текста, библейская археология и историческая география Палестины, герменевтика библейская, история древнего Израиля и религиозно-культурного контекста возникновения библейских традиций и текстов, библейское богословие Ветхого и Нового Завета (смотри также Экзегеза библейская). Обычным стало деление исагогики на «общую», предметом которой является история канона и текста, и «частную», занимающуюся анализом отдельных библейских книг.
Лит.: Catholiques, juifs, orthodoxes, protestants lisent la Bible, introductions à la Bible. Р., 1970. Vol. 1: La loi, les livres historiques. Vol. 2: Les livres poétiques, sapientieux et prophétiques; Eissfeldt О. Einleitung in das Alte Testament. 4. Aufl. Тüb., 1976; Sellin Е., Fohrer G. Einleitung in das Alte Testament. 12. Aufl. Hdlb., 1979; Collins J. J. Daniel. Grand Rapids, 1984; Long В. О. I Kings: with an introduction to historical literature. Grand Rapids, 1984; Gerstenberger Е. S. Psalms. Grand Rapids, 1988; Smend R. Die Entstehung des Alten Testaments. 4. Aufl. Stuttg., 1989; Flanders Н. J., Grapps R. W., Smith D. А. People of the covenant: an introduction to the Hebrew Bible. 4th ed. Oxf., 1996; Sweeney М. А. Isaiah 1-39, with an introduction to prophetic literature. Grand Rapids, 1996; Einleitung in das Alte Testament. 4. Aufl. Stuttg., 2001; Rendtorff R. Das Alte Testament: eine Einführung. 6. Aufl. Neukirchen, 2001.
К. В. Неклюдов.