Исин
ИСИН, Иссин (ныне Ишан-эль-Бахрия, Ирак), древний город в Южной Месопотамии на одном из рукавов реки Евфрат (в 20 км к югу от Ниппура), столица царства на территории Средней и Южной Месопотамии при I и II династиях Исина. Покровителями Исина считались богиня НинИ(н)сина («госпожа Исина»), местная ипостась богини-врачевательницы Гулы (лекари из Исина были известны как искусные врачеватели), и бог Даган. В 24 веке до нашей эры, во времена Аккадского царства (смотри Аккад), Исин находился под властью местных правителей. В конце 3-го тысячелетия до нашей эры Исин входил в состав месопотамского царства III династии Ура. Возвышение небольшого города Исин относится к последним годам существования III династии Ура, когда царство под напором эламитов и амореев распалось на части. Выходец из Мари, военачальник Ишби-Эрра, по приказу царя Ибби-Суэна добыл зерно для голодающей столицы, но в трудных военных условиях не смог доставить его в Ур и собрал все запасы в Исин, поставив условием доставки предоставление 600 барж, что оказалось совершенно невозможно. В результате Ишби-Эрра, отложившись от сюзерена, сделал столицей самостоятельного царства Исин, принял титул «царя Шумера и Аккада» и основал I династию Исина, которая правила с 2017 по 1794 годы и насчитывала 15 правителей.
Реклама
Территория этого царства в период расцвета простиралась от Эреду на юге до Сиппара на севере. В расчёте на поддержку в борьбе с наступавшими эламитами цари Исина укрепляли дипломатические и экономические связи с осевшими на землях Месопотамии вождями и знатью аморейских племён, посылая им богатые дары. Цари Исина обожествлялись (соответствующий обряд происходил в Ниппуре). Сохранились религиозные гимны: например, 3-й царь Исина - Иддин-Даган (1974-1954) стал героем гимна в честь священного бракосочетания с богиней Инанной, 4-й царь - Ишме-Даган (1953-1935) - героем ритуального гимна в честь «возведения колесницы Энлиля», 7-й царь - Бур-Син (1895-1874) - прославлен в хвалебном гимне, дарующем ему власть от лица Энлиля. Дочери царей Исина были верховными жрицами в Уре. При I династии Исина в основном сохранялись традиции и порядки, как при III династии Ура, но нерентабельное царское хозяйство уступило место общинно-частному сектору, восстановилась экономическая самостоятельность храмов, развернулась торговля. 5-й правитель I династии Исина - Липит-Иштар (1934-1924) создал свод законов (на шумерском языке), от которого сохранились пролог, эпилог и около 43 статей, касавшихся частичного освобождения от долгов, сокращения сроков некоторых повинностей, вопросов аренды и оплаты наёмного труда, семейного и наследственного права, ряда уголовных преступлений.
В это время у Исина появился сильный соперник - государство Ларса, правители которого сначала отвоевали город Ур, затем с переменным успехом вели с Исином борьбу за город Ниппур и в начале 18 века до нашей эры покорили сам Исин. В свою очередь, после победы над Ларсой в 1763 году царь Вавилона Хаммурапи включил Исин в состав своего царства, в котором он оставался и при касситской династии (16-12 века до нашей эры). В конце 13 века до нашей эры Исин был основательно разрушен из-за вторжения в Вавилонию эламитов.
Второе возвышение Исина связано с крушением касситской династии в 12 веке до нашей эры под натиском Элама, вследствие чего Исин обрёл независимость и в нём воцарилась II династия (1150-1027), насчитывавшая 11 правителей, из которых самым выдающимся был Навуходоносор I. При II династии Исина были достигнуты существенные успехи в борьбе с Ассирией и Эламом, но вскоре военные победы ассирийцев, а затем вторжения арамеев и халдеев свели на нет внешнеполитические усилия Исина. Сведения об Исине 1-го тысячелетия до нашей эры крайне малочисленны и фрагментарны.
Руины Исина стали объектом археологического изучения с 1973 года. Раскопки осуществлялись немецкой археологической экспедицией под руководством Б. Хруды. Были открыты памятники старовавилонского и касситского периодов: храм богини Гулы, святилище Нинурты, закладные кирпичи с именами царей, керамика, кожевенная мастерская, большое количество административно-хозяйственных документов (например, при раскопках упомянутой кожевенной мастерской был обнаружен архив из 920 документов конца 21 - начала 20 века до нашей эры).
Лит.: Kraus F. R. Isin und Nippur nach altbabylonischen Rechtsurkunden //Journal of Cuneiform Studies. 1951. №3; Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства / Пер. и коммент. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории. 1952. №3; Römer W. Н. Ph. Sumerische Кönigshymnen der Isin-Zeit. Leiden, 1965; Reisman D. Iddin-Dagan’s Sacred Marriage Hymn // Journal of Cuneiform Studies, 1973. №25; Hrouda В. Isin-Isan Bahriyät // Bayerische Akademie der Wissenschaften. Philosophisch-historische Klasse. Abhandlungen. N. F., 1977. TI 1. Н. 79. 1981. TI 2. Н. 87. 1992. TI 4. Н. 105; Ferwerda G. А. Contribution to the early Isin craft archive. Leiden, 1985; Mieroop van de М. Crafts in the early Isin period. Leuven, 1987; Козырева Н. В. Амореи в городах Исин и Эшнунна // Вестник древней истории. 2001. №3.
С. С. Соловьёва.