Исмаилиты
ИСМАИЛИТЫ, одно из основных течений шиизма. Возникло в середине 8 века при расколе шиитов по вопросу о преемнике Джафара ас-Садика; названо именем его рано скончавшегося (762) старшего сына Исмаила, сына которого Мухаммеда исмаилиты признали седьмым шиитским имамом (смотри также Зейдиты, Имамиты). После смерти последнего (около 795) исмаилиты раскололись на два течения. Представители первого, получившие в конце 9 века название карматов, ждали возвращения Мухаммеда ибн Исмаила как мессии (аль-каим), который восстановит справедливость, дав людям новый шариат. Приверженцы другого, сохранившие название «исмаилиты», искали мессию среди его потомков, бежавших от преследований Аббасидов в Сирию и Хорасан. Один из потомков Мухаммеда ибн Исмаила Абу Мухаммед Убайдаллах аль-Махди (правил в 909-934) положил начало династии Фатимидов, благодаря исмаилитской пропаганде подчинивших себе в конце 10 - начале 11 века Египет, Магриб, Сирию, Палестину и Хиджаз.
В 11 веке продолжалось дробление исмаилитов: в начале столетия от них отделились друзы; в конце века споры из-за престолонаследия разделили исмаилитов на низаритов и мусталитов. Первые поддержали Низара, старшего сына халифа аль-Мустансира (1036-94), поднявшего восстание в Александрии, но схваченного и казнённого в 1095 году. Низариты возобладали на востоке за пределами Фатимидского халифата, в Сирии, Ливане, Ираке и Иране. В конце 11 века они создали государство с центром в иранской крепости Аламут, просуществовавшее до его разгрома монголами в середине 13 века. После этого началось переселение назаритов в Индию. Мусталиты признали халифом младшего сына аль-Мустансира - Мустали (1094-1101). После падения египетских Фатимидов при Салах ад-Дине Юсуфе ибн Айюбе (1171) религиозным центром мусталитов стал Йемен, где они получили название «тайибиты» (по имени Тайиба, сына фати-мидского халифа аль-Амира, убитого в Египте в 1130). В конце 16 века часть их (даудиды) переместилась в Индию, где в начале 17 века возник центр исмаилитов в Гуджарате. Оставшиеся в Йемене исмаилиты по имени основателя общины называются сулейманитами. Различий в вероучении и обрядности между обоими течениями нет.
Реклама
В политической борьбе низариты широко использовали террор. Согласно ряду мусульманских и христианских источников, исполнители террористических акций употребляли наркотики (гашиш). По этой причине в 12-13 веках за всеми исмаилитами закрепилось имя «хашишиюн» (в искажённой форме assasins со значением «убийцы»), попавшее в европейские языки, что способствовало созданию искажённого образа всего движения в христианской Европе.
Уже на раннем этапе выделилось два уровня вероучения исмаилитов: внешний (аззахир), доступный рядовым членам общины, и эзотерический (аль-батин), открытый лишь посвящённым, занимающим высшие ступени духовной иерархии исмаилитов. Внешнее учение требовало от верующих строгого исполнения предписаний шариата. Оно мало отличалось от религиозно-правовой практики имамитов. Внутреннее учение включало аллегорическое толкование Корана (тавиль), шариата и сокровенные философско-религиозные истины (альхакаик), в основу которых было положено мистическое толкование чисел и букв арабского алфавита. Сильное влияние на исмаилитов оказали неоплатонизм, гностицизм и мусульманский перипатетизм фальсафы. Согласно космогонии исмаилитов, лишённая форм и признаков абсолютная божественная Истина (аль-хакк) выделила из себя Мировой Разум (аль-акль), в свою очередь породивший путём эманации Мировую Душу, которая создала видимый мир из семи движущихся сфер.
Земной мир исмаилиты считают отражением космического порядка. Абсолютная божественная Истина, Мировой Разум, Мировая Душа, первичная материя, пространство, время и совершенный человек как венец создания представляют семь стадий эманации в горнем мире (альалам аль-ульви) и мире земном (дар аль-ибда). В чувственном мире этим семи стадиям соответствуют семь великих пророческих циклов (адвар) - периодов между пророческими откровениями. Каждый цикл подразделяется на семь малых циклов. Земным воплощением Мирового Разума служат семь пророков: Адам, Ибрахим (Авраам), Нух (Ной), Муса (Моисей), Иса (Иисус Христос), Мухаммед и Исмаил. Каждый открывает новый этап божественного откровения. Малый пророческий цикл определяется семью имамами, состоящими при пророках [например, Харун (Аарон) при Мусе и Али ибн Аби Талиб при Мухаммеде] и разъясняющими скрытый смысл Божиих посланий.
Литературная традиция исмаилитов известна на персидском, арабском, урду и других языках. На раннем этапе она включала в основном богословские трактаты. Наиболее развита догматика исмаилитов Сирии и Ирана. Основы учения изложены в трудах по праву исмаилитов - «Уммаль-китаб» («Мать книг», начало 10 века), «Дааим аль-ислам» («Столпы ислама») кади ан-Нумана (умер в 974), а также в «аль-Маджалис аль-Муайадийа» («Сборник проповедей») аль-Муайяд фид-Дина аш-Ширази (умер в 1077/78). При Фатимидах написаны сочинения Абу-ль-Хасана Мухаммеда ибн Ахмада ан-Насафи (умер в 942 или 943), Хамид ад-Дина аль-Кирмани (996-1021), Абу Хатима ар-Рази (10 век), Якуба ас-Сиджистани (умер в 943?). К 10-13 векам составлены исмаилитские хроники Фатимидского (сочинения Ибн Зулака аль-Мусаббихи, аль-Кудаи, кади ан-Нумана) и Аламутского (биография Хасана ас-Саббаха и др.) государств, сохранившиеся фрагментарно, поскольку большинство из них было уничтожено Айюбидами и после монгольского нашествия 13 века. Сложилось 4 самостоятельных литературных традиции исмаилитов: персидская (Низари Кухистани, 14 век; Абу Исхак Кухистани, 15 век; Хайрхвах Харати, 16 век, и др.), среднеазиатская (Насир Хусрав), сирийская (Рашид ад-Дин Синан, 12 век; Амир ибн Амир аль-Басри, 14 век) и индийская; представлены религиозно-философскими трактатами, жизнеописаниями, хрониками, литургическими и героическими песнями, гимнами, лирическими стихами. Новый подъём исмаилитской литературы произошёл в Бадахшане в конце 19 - 20 веках, где творили писатели Мирза Санг-Муххамад Бадахши, Фазл-Али-Бек Мирза Сурх Афсар, Курбон Мухаммад-зод, Мухаббат Шохзод, поэты Мулло Лочин, Мирзо, Хушназар Помир-зод, Адим.
Распространённое в исламоведении представление о том, что исмаилиты создали для пропаганды своего учения тайную централизованную сеть институтов, не вполне соответствует истине. Строгая градация посвящения (аль-балаг) в сокровенные тайны исмаилитов, известная из исмаилитских источников, представляет идеальную модель. В действительности формы исмаилитской пропаганды различались в зависимости от эпохи и региона. Ведал ею имам. Мир земной был разделён на 12 «островов» (аль-джазаир), во главе каждого из которых стоял назначенный имамом верховный проповедник (дай дуат аль-джазира). Следующую ступень занимал худжжат аль-имам. Советниками главы «острова» были 30 проповедников (накиб), каждый из которых по числу часов в сутках получал 12 «видимых» (дневных) и 12 «невидимых» (ночных) помощников (даи), обязанных вести диспуты с учёными (улемами) и проповедовать в простом народе. Подготовленный видимым даи новообращённый переходил к проповеднику невидимому, который брал с него клятву верности. Затем он сам мог стать даи.
В конце 12 века низариты упростили иерархию. Ещё проще организация у мусталитов: из лиц, получивших духовное образование, в общины на местах посылают управляющих (амиль), которые ведают обрядами, судом, сбором налогов и доставкой их верховному проповеднику (ад-даи аль-мутляк). В 1840 году резиденция низаритского имама переместилась из Ирана в Индию. Используя новые методы руководства общиной и развитую сеть благотворительных организаций, последние два имама, известные под титулом ага-хана, превратили общину низаритов в массовое религиозное сообщество, которое ведёт активную миссионерскую деятельность (дава) и ныне насчитывает несколько миллионов человек, проживающих в более чем 25 странах Азии, Африки, Европы и Северной Америки. Оставшиеся в Йемене сулейманиты управляются имамом из города Наджран (с 1934 в Саудовской Аравии). Резиденция духовного главы даудидов (ад-даи аль-мутлак) находится ныне в городе Мумбай (Индия). Общая численность даудитов составляет около 700 тысяч, сулейманитов - 100 тысяч человек.
Лит.: Ivanow W. Studies in early Persian Ismailism. 2nd ed. Bombay, 1955; Fyzee А. А. А. Compendium of Fatimid law. Simla, 1969; Додихудоев Х. Д. Очерки философии исмаилизма: общая характеристика философской доктрины Х-XIV вв. Душ., 1976; Строева Л. В. Государство исмаилитов в Иране в XI-XIII вв. М., 1978; Lewis В. The Assassins. N. Y., 2003; Дафтари Ф. Краткая история исмаилизма. Традиции мусульманской общины. М., 2003; он же. Традиции исмаилизма в средние века. М., 2006; Ходжсон М. Дж. С. Орден ассассинов. Борьба ранних низаритов исмаилитов с исламским миром. СПб., 2004; Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII-XV вв. 2-е изд. СПб., 2007; Додыхудоева Л. Р., Рейснер М. Л. Поэтический язык как средство «Благого Слова» в творчестве Насира Хусрава. М., 2007.
Ф. Дафтари, Л. Р. Додыхудоева, М. Ю. Рощин.