Ительмены

ИТЕЛЬМЕНЫ [самоназвание - итэнмән (множественное число - итэнмә’н); буквально - житель], народ в России. Живут в основном в сёлах Ковран (составляют здесь большинство населения), Тигиль и Усть-Хайрюзово Тигильского района Камчатского края. Общая численность 3,2 тысяч человек (2002, перепись), из них в бывшей Камчатской области 2,3 тысяч человек, в бывшем Корякском автономном округе 1,2 тысяч человек (в том числе свыше 1,1 тысяч человек - в Тигильском районе), в Магаданской области 0,6 тысяч человек (там «ительмены» называют себя в основном камчадалы); около 1 тысяч человек живут в городах. Говорят в основном на русском языке, часть сохраняет ительменский язык. Сочетают традиционные верования с элементами православия.

Ительмены По археологическим исследованиям, заселение исторической территории ительменами происходило несколькими волнами миграций с материковой Сибири, Чукотки, Дальнего Востока и островов севера Тихоокеанского бассейна. Древние контакты обусловили сходство древнеительменской культуры и предшествовавшей ей тарьинской культуры с эскимосско-алеутской, курильско-айнской (айны, или «курилы», жили на юге Камчатки до начала 19 века); связи с коряками прослеживаются в распространении общих фольклорных сюжетов о вороне Кутхе и др. С появлением на Камчатке постоянных русских поселений в начале 18 века стала формироваться группа ительмено-русских метисов (камчадалов). В первых описаниях и ранних исследованиях (в 18 - начале 19 века - участников 2-й Камчатской экспедиции Г. В. Стеллера, С. П. Крашенинникова и А. П. Горланова, экспедиции Ж. Ф. Лаперуза, Ж. Б. Лессепса, В. М. Головнина; в начале 20 века - В. Л. Комарова, В. И. Иохельсона и др.) ительмены также назывались камчадалами (некоторые исследователи признают этот термин также старинным ительменским самоназванием); название «ительмены» не употреблялось до 1927 года.

Реклама

Численность ительменов к концу 17 века оценивается от 10 до 25 тысяч человек. По С. П. Крашенинникову, делились на территориально-диалектные группы: чюпагжу, или бурин (река Камчатка), суаачу-ай (река Авача), кыхчерен, или кшиагжи (реки Большая и Жупанова), кулес и лингурин (западное побережье Камчатки к северу от реки Немтик). К 1747 ительмены были поголовно крещены (в это время они насчитывали 8 тысяч человек), в 1751 в Тигиле была построена церковь. В результате восстаний (крупнейшее в 1731) и эпидемий их численность продолжала падать и к 1822 году составляла около 1700 человек (в 35 селениях). По переписи 1926, в 9 поселениях на западном побережье с наименее ассимилированным населением жило около 900 человек. С 1927 они стали называться ительменами, затем были созданы туземные советы, обсуждался вопрос о создании ительменского национального района. В 1930-е годы начались массовые миграции русских на западный берег Камчатки. Ительмены были вытеснены из рыболовного промысла, заняты в основном в огородничестве и животноводстве в рамках рыболовецких колхозов (затем - совхоза; приватизирован в 1992). В конце 1950-х - 1960-х годах были закрыты 6 из 9 ительменских поселений. В 1989 в Ковране создан Совет возрождения ительменской культуры «Тхсаном» («Рассвет»), в 1998 образована территория традиционного природопользования ительменов, объединяющая традиционные угодья бывших 9 ительменских сёл (упразднена в 2001).

Ительмены Основные традиционные занятия - рыболовство (в основном лососёвые) и собирательство, на побережье также морской зверобойный промысел, сбор птичьих яиц, моллюсков, крабов, морских растений. Рыбу коптили, вялили, сушили, варили в деревянных корытах с помощью раскалённых камней и др. Рыбу и икру смешивали с ягодами, травами, черемшой, сушёными и толчёными волокнами стебля кипрея. Получали муку из клубней сараны (дикой лилии), добывавшихся из мышиных складов (для этого имелись специальные орудия).

Сушёная рыба и икра с нерпичьим жиром служили пищей охотникам на промысле. На нерпичьи шкуры выменивали у коряков мясо и шкуры домашних оленей. Охотились также на медведя, горного барана, оленя, птицу; с приходом русских распространилась пушная охота. При заготовке травы для изготовления циновок, корзин, коробов, сумок, накидок пользовались серпом из лопатки медведя. С появлением русских стало насаждаться огородничество (картофель, репа), начали разводить крупный рогатый скот и лошадей, которые использовались для верховой езды и под вьюк. До середины 19 века бытовал камчатский тип нарт (двухдугокопыльные) в собачьей упряжке (косая грудная упряжь), садились на нарты боком с правой стороны, собаки запрягались цугом. В 18-19 веках распространились нарты восточносибирского типа (сохранялись до середины 20 века). До начала 19 века использовали ступательные лыжи чукотско-корякского типа; сохраняются скользящие прямые лыжи амуро-сахалинского типа, иногда подбитые нерпичьей шкурой; длинные долблёные лодки-баты (ранее для морской охоты - с наращёнными бортами); для перевозки грузов скрепляют несколько батов деревянным настилом.

Ительмены Верхняя мужская и женская одежда в основном сходна с корякской: кухлянка (гагаглю - от корякского кагавле) с капюшоном (иногда с хвостом сзади, нагрудником и опушкой из белого собачьего меха); зимой поверх неё надевали длинную двойную меховую камлею (позднее камлея - матерчатая промысловая одежда). Своеобразны женские комбинезон (хоньба) из ровдуги или шкуры морского зверя и «парик» (плетёная шапка) из травы; у мужчин - кожаная набедренная повязка с мешочком спереди, ровдужные рубахи и штаны, берестяные или травяные шапки конической формы или со срезанным верхом и козырьком, сапоги из шкур морского зверя или рыбьей кожи; в дождь надевали накидку из травы. С 18 века распространяется покупная одежда. Ныне ровдужные кухлянки как праздничная одежда есть почти в каждой семье.

Зимние поселения («острожки») насчитывали от 20 до 100 жителей и состояли из 1-2 (в единичных случаях до 9) зимних полуземлянок («юрта») для больших семей (кналос) и нескольких летних свайных построек («балаган») для малых семей. Коническая кровля утеплялась дёрном, зимой - снегом. Входом служило верхнее светодымовое отверстие, в которое спускались по столбу с зарубками. Вдоль стен устраивали нары; в углу стоял столб с антропоморфной головой (Ажушак). С мая по октябрь жили в балаганах в летних поселениях («летниках»). К концу 18 века распространились избы русского типа.

Общество ительменов было нестратифицировано, родовая структура отсутствовала. Жители «острожка» контролировали промысловую территорию; совершали набеги с целью добычи женщин. Русскими был введён институт старост («тойонов»). Существовали полигиния и полиандрия, левират, отработки за невесту (до нескольких лет), обычай подшучивания. Система терминов родства линейного типа. Сиблинги классифицировались по относительному возрасту и относительному полу (последнее редко для народов Сибири, характерно для циркумтихоокеанских народов - эскимосов, чукчей, айнов, корейцев и др.).

Ительмены Ительменские мифология, мировоззрение и обряды известны по изложениям С. П. Крашенинникова и Г. В. Стеллера; в 19-20 веках были записаны сказки на ительменском языке. Главный герой мифов и сказок - демиург, культурный герой, прародитель и трикстер антропоморфизированный ворон (Кутха), действующий совместно с женой (она же сестра - Илькхум, Миты, Хутлыжич): они создали землю, расселили своих потомков по Камчатке и т.д. Хозяин подземного мира (Гаеч) рассказал ительменам о загробной жизни и деяниях Кутхи. В «ином мире» живут великаны - духи вулканов (гамулы), которые ловят китов и топят печи (вулканы) китовыми костями. Хозяин моря Митг имеет вид получеловека с рыбьим хвостом, хозяин животных - Пилячуч (Пихлач, Билюкай), маленький человечек на крошечных нартах. Был распространён шаманизм; шаманить (без бубна и особого костюма) мог каждый: гаданием и лечением занимались в основном женщины, выполнением других обрядов (охотничьи и другие ритуалы) распоряжались мужчины. Применяли галлюциногены. Существовал обычай добровольного ухода из жизни. Развиты культы кита, касатки (их изображения из травы, набитые рыбой, делают на празднике Алхалалай, затем их разрывают и рыбу съедают), волка, медведя (известны обряды по случаю окончания охоты на медведя - смотри Медвежий праздник). На осеннем празднике ежегодно устанавливали антропоморфный столб - изображение хранителя жилища Хантая. В 1987 году фольклорный ансамбль жителей села Ковран «Эльвель» поставил по этому описанию представление Алхалалай (согласно Крашенинникову - постоянный возглас участников обряда), и с тех пор оно проводится как общий праздник ежегодно в сентябре на специальной площадке на берегу реки: обрядовые песни и танцы под бубен, изображающие пляску гамулов, ход рыбы, брачные танцы нерп; гримасничанье (способ отогнать злых духов). Обряд заканчивается прохождением всех участников через кольцо из берёзовых ветвей (очищение) и установлением хантая. Праздник продолжается походом на священную гору Эльвель, с которой связана легенда о спасении ительменов от потопа.

Сказки (амнэл, эмнэл), рассказы и легенды (ланом, к’лахчих) могут исполняться с речитативными или песенными вставками; заговоры (к’оловм, к’элвэм) пелись на ритуальные напевы кмали чинэх. Для ительменов характерна традиция индивидуального творчества: импровизация песен и наигрышей (например, приветственные песни в честь гостя), а также «дарение» песни (около 1740 Г. В. Стеллер записал песню-импровизацию «на подполковника Мерлина, маеора Павлуцкого и студента Крашенинникова»). Основа песенной традиции - сольные песни широкого диапазона с импровизированными текстами (у разных групп ительменов называются ходила-ходила, ходилахт, хайутэлйа), существуют также песни с устойчивыми лирическими текстами. Характерно звукоподражательное пение (главным образом имитации голосов птиц). Разнообразные танцы (в том числе изображающие животных) исполняются в сопровождении пения, звукоподражаний (в основе - так называемое горлохрипение на вдох и выдох - хэхмыкэлс, хэмхэкузэн) и инструментальных наигрышей. Традиционные музыкальные инструменты (сохранились частично): аэрофоны из стебля травы (в том числе охотничий манок), птичьего пера и др., гуделки (ритуальные и бытовые); пластинчатый варган, трещотки, бубен (близок корякскому); хордофоны - 2-струнный щипковый типа лютни и смычковые (5- и 4-струнный). В устной культуре ительменов значительную роль сыграли традиции коряков и эвенов; элементы, заимствованные из фольклора русских поселенцев (частушки, хороводные, плясовые песни и др.), органично сочетаются с архаическими местными традициями. Известные народные исполнители - В. И. Пономарёва, В. В. Притчин, Б. Жирков, Л. Сысоев, Т. Зуева.

Развиты мозаика из меха, плетение из травы, бисероплетение (геометрические мотивы; на подвесках к одежде из меха и бисера - розетки), резьба по дереву и кости, в том числе мелкая пластика - пряжки, брелки, пуговицы (зоо- и антропоморфные мотивы), детали «вязки» для собачьей упряжи (мотивы близки к эскимосско-алеутской и айнской резьбе по кости).

Лит.: История и культура ительменов. Л., 1990; Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки. СПб., 1994. Т. 1-2; Мурашко О. А. Ительмены и камчадалы // Сибирь: этносы и культуры. М.; Улан-Удэ, 1999. Вып. 4; Орлова Е. П. Ительмены. СПб., 1999; Стеллер Г. В. Описание земли Камчатки. Петропавловск-Камчатский, 1999; Шейкин Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири. М., 2002; Володин А. П. Ительмены. СПб., 2003.

О. А. Мурашко.