Измерение (в социологии)

ИЗМЕРЕНИЕ в социологии, выражение свойств социальных объектов и взаимоотношений между ними в виде чисел и нечисловых моделей (точек многомерного пространства, частично упорядоченных множеств, графов, матриц и т.д.). В качестве объектов измерений могут выступать любые феномены - индивиды, производственные коллективы, условия труда, быта и т. д. В случае применения числовых систем измерение называют шкалированием. Измеряемые свойства обычно выражаются в виде значений некоторых признаков. Поэтому наряду со словосочетанием «измерение объектов» используют выражение «измерение свойств объектов» (или «измерение признака»).

Проблема измерений актуализировалась в социологии на рубеже 19-20 веков, когда дальнейшее её развитие стало невозможным без использования формальных моделей. Мощным толчком к развитию процедур измерений послужили массовые опросы общественного мнения, начавшиеся в США в 1920-30-е годы. Основные сложности возникали при попытке измерений высказываний опрашиваемых людей, а также так называемых латентных признаков, то есть тех, которые не поддаются фиксации с помощью «лобовых» вопросов и требуют специального анализа значений первичных наблюдаемых признаков.

Реклама

Первые эффективные предложения по построению социологических шкал базировались на идеях психофизики. Это - одномерные шкалы Л. Л. Терстона (1927), Р. Лайкерта (1932), Л. Гуттмана (1944), направленные на измерения социально-психологических установок респондента. Латентные переменные стали представлять как числовые. Активно использовались идеи факторного анализа, также родившегося в психологии. Существенную роль в преодолении сугубо психологического подхода сыграл П. Лазарсфелъд, предложивший способ обобщения факторного анализа - латентно-структурный анализ (1950). Усложнение процесса вторичного измерения опиралось на допущение о том, что латентное пространство не только многомерно, но и дискретно, на предположение о наличии сложных причинно-следственных отношений между наблюдаемыми и латентными переменными. При построении оценочных шкал (призванных отражать усреднённое мнение респондентов) активно использовались процедуры парных сравнений объектов, сравнений их в триадах, в четвёрках и т. д.

Постепенно вырабатывалось новое понимание измерений (являющееся обобщением классического) как процесса моделирования реальности. Одним из основоположников такого подхода был американский психолог С. С. Стивенс, который впервые ввёл понятия номинальной, порядковой, интервальной шкал. Он полагал, что система известных арифметических отношений между числами, как правило, шире, чем те эмпирические отношения между объектами, которые моделируются (так, с помощью порядковой шкалы моделируются только отношения сходства и порядка, и поэтому, скажем, соотношения типа 4 - 3 = 5 - 4 становятся бессмысленными). Развивавшие идеи Стивенса американские исследователи П. Суппес, Дж. Зинес, Д.Х. Кранц, Р. Д. Лус, А. Тверски, немецкий учёный И. Пфанцагль, опираясь на факт, что множество чисел позволяет задавать разные структуры, пришли к выводу о неоднозначности совокупности шкальных значений. Родилось понятие допустимых преобразований шкалы (тех, с точностью до которых совокупность шкальных значений определена). Совокупность таких преобразований и определяет тип шкалы (так, для порядковой шкалы допустимыми являются монотонно возрастающие преобразования). Тип шкалы тем выше, чем уже круг отвечающих ей допустимых преобразований.

Понятия шкалы и её допустимого преобразования легли в основу теории измерений. Среди её наиболее актуальных проблем можно выделить: взаимодействие объекта и субъекта измерений, «обратное воздействие» на респондента самого процесса получения первичных данных; возможные конфигурации взаимосвязи теоретического и эмпирического, концептуализации и измерения.

Лит.: Stevens S. S. On the theory of scales of measurement // Science. 1946. Vol. 103; Стивенс С. С. Математики, измерение, психофизика // Экспериментальная психология. М., 1960. Т. 1; Lazarsfeld Р. Concept formation and measurement in the behavioral sciences: some historical observations // Concepts, theory, and explanation in the behavioral sciences / Ed. ву G. Di Renzo. N. Y., 1966; Суппес П., Зинес Дж. Основы теории измерений // Психологические измерения. М., 1967; Lazarsfeld Р. F., Нету N. W. Latent structure analysis. Boston, 1968; Пфанцагль И. Теория измерений. М., 1976; Клигер С. А., Косолапов М. С., Толстова Ю. Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. М., 1978; Blalock Н. М. Conceptualization and measurement in the social sciences. Beverly Hills, 1982; Чесноков С. В. Основы гуманитарных измерений. М., 1985; Pawson R. А. Measure for measures: а manifesto for empirical sociology. L., 1989; Девятко И. Ф. Диагностическая процедура в социологии. М., 1993; Толстова Ю. Н. Измерение в социологии. 2-е изд. М., 2003; Foundations of measurement. 2nd ed. Mineola, 2007. Vol. 1-3.

Ю. Н. Толстова.