Кабье

КАБЬЕ, кабре, кабуре, букабурум, катиба, коретиба и др. (самоназвания - Каbiye, Kabre), народ в Западной Африке. Второй по численности в Того (свыше 1 миллиона человек; 2008, оценка). Традиционно проживают в области Кара на северо-востоке (основные центры в префектурах Коза и Бина); ныне большинство живёт в областях Плато и Центральная. Обитают также на севере Ганы (свыше 30 тысяч человек, в основном в Северной области) и на западе Бенина (свыше 30 тысяч человек, главным образом в департаменте Донга). Язык - кабийе (кабье, кабре), входит в семью гур языков (по языку близки к  восточным груси); один из национальных языков Того. Письменность на основе латинского алфавита (с 1978). Распространены также языки эве, тем и французский. Свыше 50% - христиане (католики и протестанты, в основном пятидесятники), около 30% придерживаются традиционных верований, есть мусульмане-сунниты.

Переселились на современную территорию с севера в 17-18 веках, в 18-19 веках были данниками Ашанти конфедерации, мампруси, барба и др. Традиционная культура типична для Суданской подобласти Западной Африки. Основное занятие - ручное переложное и террасное земледелие (в горах - просо, сорго, фонио, фасоль, арахис; в долине реки Кара - хлопок, рис, ямс), местами применяют ирригацию. Держат крупный и мелкий рогатый скот (употребляют молоко), домашнюю птицу, едят мясо собак. Собирают плоды дикорастущей масличной пальмы. Распространено отходничество на плантации какао и предприятия на юг Того и в Гану, многие работали по найму на землях эве в южном Того. Существует серьёзная напряжённость в отношениях с эве, вплоть до вооруженных столкновений. Ремёсла - кузнечное, гончарное, ткацкое, обработка дерева, изготовление украшений из дерева и соломы, плетение корзин и циновок и др. Жилище прямоугольное и круглое, усадьбы (сукала) обнесены глинобитной оградой. Социальная организация - большесемейные и деревенские общины, патрилинейные линиджи (до 3-4 поколений), возрастные группы, тайные мужские союзы. Развита система межобщинного обмена. Брачное поселение первоначально (до 2-4 лет) вирилокальное, затем неолокальное, практикуются полигиния, брачный выкуп и отработки (5-10 лет), сорорат и левират. Преобладают кросскузенные патрилатеральные браки и ответные браки через поколение (омула огбиди ро, буквально - ‘она вернулась на своё рабочее место на кухне’), объединённые ими домохозяйства составляют социальную единицу (па ве корум - ‘один, единый’). Система терминов родства бифуркативно-линейная для патрилатератов и генерационная для матрилатератов первого восходящего поколения. Прослеживается скользящий счёт поколений (что уникально для Африки) и генерационный скос типа «омаха». Сиблинги делятся по относительному возрасту и полу. Сохраняются обряды инициаций. Распространены культы предков и сил природы (земли, воды, огня), верховного божества Эсо, ведовство. Основные жанры фольклора - песни, сказки, пословицы. Часть кабье живёт в городах, есть интеллигенция; они многочисленны среди государственных чиновников, преобладают в армии и силовых структурах. С 1960-х годов доминируют в политической жизни Того (из кабье происходили президенты Гнасингбе Этьенн Эядема, 1967-2005, и его сын Фор Эсозимна Гнасингбе).

Реклама

Лит.: Puig F. Étude sur les coutumes des cabrais. Toulouse, 1934; Froelich J. С. Généralités sur les Kabre du Nord-Togo // Bulletin de l’Institut Français d’Afrique Noire. 1949. № 11; Patokidéou Н. К. Les civilisations patriarcales des Kabré face aux programmes modernes de développement économique et social. Lomé, 1970.

В. А. Попов.