Кава (комплекс)

КАВА (древнее название - Гематон или Гемпатон, от древнеегипетского «Встреча [бога] Атона»), комплекс археологических памятников на  восточном берегу Нила, около 100 км южнее третьего порога (Северная провинция республики Судан). Раскопки экспедиции Оксфордского университета в 1929-31 (Ф. Л. Гриффит), в 1935-36 (Л. П. Кёрван), международной экспедиции на базе Британского музея в 1993 и 1997-2003 (Д. А. Уэлзби).

Общая площадь памятника около 40 гектар (изучено не более 3-5%). К северу от Кава обнаружен обширный могильник культуры Керма, свидетельствующий, что местность была обитаема между серединой 3-го и серединой 2-го тысячелетия до нашей эры. Самые ранние находки в Кава относятся к эпохе Среднего Царства Египта (21 - середина 17 века). Стеатитовый скарабей-амулет с именем Аменхотепа III свидетельствует, что, вероятно, в его правление (между 1379 и 1340) было основано египетское святилище в Кава. В центральной части Кава изучены 3 храма египетских богов: почти примыкающие по всей длине, ориентированные по оси север - юг храмы А («Эй»; с изображениями Тутанхамона; предположительно реконструирован при кушитском царе Тахарке около 690-664) и В («Би»; первоначально, возможно, включал святилище богини Анукис, на месте которого, вероятно при царе Ариамани, около 3 века была построена часовня); перпендикулярно их оси - храм Т («Ти») - самая значительная из построек в Кава; возведён в период непродолжительного господства кушитов в Египте (XXV, «эфиопская», династия; середина 8 - середина 7 века до нашей эры) египетскими мастерами по приказу царя Тахарки и относится к числу главных святилищ Куша. Храм Т окружали: ведущая ко входу «аллея» из 2 рядов статуй в виде возлежащего барана (священное животное Амона); алтарь в виде платформы из блоков песчаника с 13 ступенями; западный «киоск» - место остановок при ритуальном шествии, участники которого совершали обход вокруг храма, перенося символическую ладью Амона-Ра; прихрамовый сад; окружающие комплекс стены (со стороны пустыни до 4 м толщиной) из сырцового кирпича. За стенами -  восточный «киоск», святилище («храм льва») предположительно 1-2 века нашей эры. Кава достигла расцвета в 8-6 веках до нашей эры, когда стала одним из главных религиозных центров и столицей одного из округов образовавшегося около 9 века до нашей эры независимого Кушитского царства (смотри в статье Куш). По свидетельству местных египтоязычных хроник, храмы Кава были важнейшим местом паломничества, посещение храма Амона Гемпатонского - одно из основных действий в процедуре интронизации нового правителя Куша.

Реклама

Кава подвергалась разрушениям фараоном Псамметихом II в 593 до нашей эры, римским префектом в Египте Гаем Петронием в 23 году до нашей эры, затем отстраивалась, но площадь поселения постепенно сокращалась. Самые поздние эпиграфические свидетельства относятся к концу 1 века до нашей эры, но, судя по другим находкам, поселение существовало по крайней мере до 3 века нашей эры.

КаваХрамы прямоугольные, включали 2 продольно соединённых колонных зала, «часовню» (в храмах А и Т из 2 основных помещений - пронаоса и святилища) и особый для каждого из храмов набор дополнительных помещений (в том числе кладовые). На каменных частях сохранились стандартные египетские культовые надписи и рельефные изображения (жертвоприношения царей богам, изображения египетских богов, чаще других - Амона-Ра). Рельефы храма Т стилистически близки египетским образцам Старого Царства, отчего их иногда рассматривают как памятник эпохи «египетского ренессанса»: Тахарка в виде сфинкса попирает ногами 3 поверженных чужеземцев; ухватив за волосы группу ливийцев и «азиатов», он замахивается на них булавой или мечом; он встречает процессию из музыкантов, певцов и жрецов (6 из них, видимо, несут ритуальную ладью Амона - одну из главных святынь храма); он же, представляющий Амону-Ра модель храмового пилона (вероятно, аллегория, подразумевающая строительство храма Т как дар божеству); аллегорический цикл, посвящённый интронизации Тахарки, - сцена «перегона 4 телят в божий храм», общение с Хором и Тотом, коронование, проводы в храм и преклонение колен у ног Амона и др. Среди находок: золотая и бронзовые фигурки коленопреклонённого фараона с жертвенными сосудами в руках, около 30 позолоченных бронзовых изображений священной кобры, бронзовые статуэтки Осириса (видимо, стандартное пожертвование в храме А, где найдена и форма для отливки), 100 бронзовых фигурок животных, птиц; фрагменты гранитной статуи Тахарки с жертвенным столом в руках и сфинкс, голове которого приданы портретные черты этого царя (рис.); бусы из фаянса, красной яшмы, золота, фаянсовые пластины-вставки с изображениями Амона, священного барана, цветов или в форме египетских иероглифов и картушей с именами царей 7-5 века до нашей эры; поминальная стела египетского вельможи Панахта (наместник Кава при Тутанхамоне), 8 египтоязычных стел царей 7-

3 века до нашей эры и 5 исторических надписей 5 века до нашей эры, граффити египетских чиновников Нового Царства и мероитских паломников (в том числе на мероитском языке). Тексты из Кава составляют около половины письменного фонда для реконструкции истории Кушитского царства.

В южной части Кава выявлены участки плотной жилой застройки (предположительно 8-6 веков до нашей эры) из сырцового кирпича с глиняными или песчаными полами; «производственная площадка» с 2 печами (вероятно, для обжига керамики); трёхкомнатная (позднее достроены ещё 2 комнаты) постройка, на стенах - полихромный декор, фрагменты фресок, надписи, упоминающие Тахарку. Среди находок - глиняные оттиски печатей, формы для выпечки хлеба, сотни бусин из фаянса и скорлупы страусиных яиц, декорированные пластины из слоновой кости, изображения (в том числе 2 глиняные скульптуры) бога Беса и его спутницы Бесет. К востоку от городища расположен некрополь из более тысячи могил (из изученных большая часть  оказались разграбленными; среди находок - фаянсовые бусы, керамика). Они обычно имеют длинный ступенчатый спуск в камеру (многие использовались неоднократно), покойники (иногда на ложе) вытянуты на спине головой на запад. У некоторых могил прослеживаются остатки кургана, мастабы или пирамиды из кирпича либо тёсаного камня.

Лит.: Macadam М. F. L. The temples of Kawa. L., 1949-1955. Vol. 1-2; Welsby D. А. Kawa survey project // The Sudan Archaeological Research Society Newletter. 1993. № 4; idem. Survey and excavations at Kawa, the 1997/8 season // Sudan and Nubia. 1998. № 2; idem. The Kawa excavation project // Ibid. 2000. № 4; idem. Excavations within the Pharaonic and Kushite site at Kawa and its hinterland, 2000-2001 // Ibid. 2001. № 5; idem. The Kushite town and cemetery at Kawa, the 2001- 2002 season // Ibid. 2002. № 6; Sudan. Ancient treasures: an exhibition of recent discoveries from the Sudan National Museum. L., 2004.

А. К. Виноградов.