Кабуки

КАБУКИ (буквально - ремесло песенного танца), японский традиционный театр. Первое письменное упоминание о танцах под названием «кабуки-одори» («танцы кабуки»), исполнявшихся в г. Киото, относится к 1603 году (исторический источник «Тодайки»). Родоначальницей кабуки считается Окуни - танцовщица в синтоистском святилище Идзумо. В начале 17 века она основала женскую труппу, выступавшую перед горожанами на временных площадках. Вскоре возникли другие труппы в Киото, Осаке и Эдо (с 1869 Токио). Поскольку в репертуаре женских трупп преобладали чувственные танцы и сценки, в 1629 их деятельность была запрещена как нарушающая законы о нравственности. Появились труппы юношей с похожим репертуаром, но и они вскоре оказались под запретом. К 1652 сформировался тип кабуки, где женские роли исполняли мужчины, сложилось амплуа исполнителей женских ролей - оннагата, или ояма.

Кабуки К концу 17 века кабуки представлял собой сложное многочасовое красочное зрелище, в ходе которого исполнялись многоактные пьесы, написанные штатными драматургами трупп в сотрудничестве с актёрами. Значительное место в спектакле отводилось танцам и пантомиме под аккомпанемент 3-струнной лютни (сямисэн). Кабуки  был театром горожан, ремесленников и купцов; его расцвет в 18 веке, когда создавались шедевры репертуара, и достигла совершенства игра актёров, совпал с общим подъёмом городской культуры. Самураям запрещалось посещать спектакли кабуки, которые правящее сословие считало вульгарными и непристойными. В 1-й половине 19 века появились пьесы на современные темы о жизни разбойников, грабителей, куртизанок и других представителей городских низов. В атмосфере утраты нравственных ценностей в обществе накануне падения власти военного дворянства значительное место в спектаклях стали занимать грубо-натуралистические кровавые и эротические сцены. После реставрации императорской власти в 1868 году и вступления страны на путь конституционной монархии и европеизации возникло движение за обновление кабуки. Пьесы начали создавать профессиональные литераторы, не входившие в штат трупп. Постановки таких пьес стали называть синкабуки (новый кабуки). К началу 20 века театр кабуки был осмыслен как строго каноническое традиционное классическое искусство, стремящееся к исполнительскому совершенству и красоте зрительного образа спектакля (всё слишком натуралистическое и откровенно эротическое изгонялось со сцены). С 1960-х годов начался «бум в кабуки» - заметно возрос зрительский интерес, организовывались новые труппы, проводились зарубежные гастроли (первые состоялись в СССР в 1928), в 1966 был построен первый государственный Национальный театр в Токио. С 1986 появились спектакли так называемых суперкабуки, инициатором которых стал знаменитый токийский актёр Итикава Энноскэ III, поставивший пьесу о подвигах богатыря Ямато Такэру. Для спектакля были созданы новые костюмы, использовались современные сценические технологии, световые и звуковые эффекты. Спектакли суперкабуки нередко проводятся на нетрадиционных сценических площадках. На рубеже 20-21 веков кабуки существует и как профессиональное сценическое искусство, и в форме любительских спектаклей в городах (в студенческой среде, а также среди знатоков традиционных искусств, потомственных театралов) и в сельской местности (играются членами сельских общин во время проведения местных ритуалов и праздников - так называемый фольклорный вариант кабуки).

Реклама

Кабуки Кабуки  располагает классическим репертуаром примерно из 400 пьес (исторические - опирались на легендарные сюжеты, взятые из военных эпопей; бытовые - повествовали о любви, семейных отношениях, сенсационных происшествиях; танцевальные - создавались на основе сказок или фантастических легенд); во многих драмах присутствовали сверхъестественные силы в виде богов, призраков, демонов. Среди знаменитых драматургов - Тикамацу Мондзаэмон (конец 17 - начало 18 века), Цуруя Намбоку IV (конец 18 - начало 19 века), Каватакэ Мокуами (19 век). Каждый драматург писал для определённых исполнителей и согласовывал с ними текст пьесы, считавшейся принадлежностью театра, а не литературы (она могла многократно подвергаться переделкам последующими поколениями актёров). Так, Тикамацу писал для актёра Саката Тодзюро, а Цуруя Намбоку - для Мацумото Косиро V и Оноэ Кикугоро III. Кабуки  - актёрский театр, в котором пьеса является поводом для показа мастерства актёра. При всей реалистичности текста он всегда разыгрывается в условной, символической и гротесковой манере с использованием звукового и светового оформления. Изощрённое мастерство актёра кабуки складывается из искусства нанесения грима, умения носить богатый театральный костюм и сложнейшие парики, атлетической пластики с элементами акробатики, а также из искусства игры с предметами, владения оружием, пантомимической и танцевальной техники, декламации и пения (например, чтобы только участвовать в сценах поединков, актёр должен освоить более 200 канонических движений). Сложная сценография с массивными декорациями, живописными задниками и множеством бутафории, аксессуаров включает и особую сценическую площадку с примыкающим к ней и идущим через весь зал помостом ханамити (цветочная тропа); огромное театральное здание дополняет атмосферу кабуки. В кабуки существует культ актёров-звёзд. Великими актёрами современности на рубеже 20-21 века признаны Итикава Дандзюро XII, Итикава Энноскэ III, Накамура Китиэмон, Бандо Тамасабуро. Профессия актёра кабуки является семейной, передаётся по наследству от отца к сыну (родному или усыновлённому); самые известные - династии актёров Итикава и Накамура. Как правило, актёр овладевает либо мужским амплуа, либо становится исполнителем женских ролей. Овладение техникой происходит в течение 15 лет и более (обучение начинается в семье с 6 лет и совершенствуется всю жизнь). Подлинными хранителями традиций кабуки являются токийские театры «Кабукидза» (Традиционный театр кабуки) и «Кокурицу гэкидзё» (Национальный театр; только здесь можно увидеть традиционные спектакли, поставленные с соблюдением всех канонов). С 1985 года классические спектакли кабуки стали даваться в театре «Канамарудза» (старейшее из сохранившихся театральных зданий кабуки; построено в 1835) на острове Сикоку, в подлинном интерьере старинного зала с местами для зрителей в миниатюрных огороженных ложах без кресел и стульев. Публика располагается на напольных соломенных матах и подушках. Спектакли играются только при естественном освещении, поворотный круг на сцене приводится в движение рабочими сцены.

Современный театр кабуки даёт возможность увидеть канонические традиционные постановки, новейшие экспериментальные спектакли суперкабуки и реконструкции старинных представлений.

Лит.: Японский театр. Л.; М., 1928; Гундзи М. Японский театр Кабуки. М., 1969; Гришелева Л. Д. Театр современной Японии. М., 1977; Кин Д. Японская литература XVII-XIX столетий. М., 1978.

Н. Г. Анарина.