Качество в экономике

КАЧЕСТВО в экономике, совокупность технико-экономических, экологических параметров, характеризующих сущность объекта (продукции, товара, работы, услуги, труда), позволяющих удовлетворить потребности производителя или потребителя.

В микроэкономических исследованиях качество рассматривается, как правило, с точки зрения потребителя. При таком подходе качество продукта (товара или услуги) определяется тем, в какой степени оно может удовлетворить те или иные потребности потенциального покупателя. С этой точки зрения важны такие характеристики продукта, как, например, надёжность, долговечность, безопасность при использовании, экологичность, эстетичность и т.п.

В большинстве случаев повышение качества продуктов влечёт за собой рост их цены и потребитель делает выбор: покупать менее качественный продукт по относительно низкой цене или покупать более качественный продукт по относительно высокой цене.

Сходную задачу приходится решать и производителю. Учитывая, что рост цены на товар или услугу почти всегда сужает круг потенциальных покупателей, производитель решает для себя, до какой степени ему имеет смысл увеличивать затраты на повышение качества своей продукции. Подобные решения называют выбором по критерию «цена - качество».

Реклама

Товар или услуга, имеющие на рынке устойчивую многолетнюю репутацию высококачественного продукта, позволяют его производителям получать дополнительный доход. Так происходит потому, что покупатели, как правило, готовы доплатить за свою уверенность в качестве приобретаемого продукта и соглашаются на более высокую цену, назначаемую производителем с хорошей репутацией.

В целях сопоставления качества отдельных продуктов в современной экономической практике принято использовать специальные стандарты. Стандарты представляют собой набор формализованных требований к типовым продуктам и определяются национальными и международными нормами. Официальные стандарты не могут полностью заменить собой рыночную оценку качество продукции, однако их применение уменьшает вероятность появления в продаже товаров со скрытыми дефектами. Кроме того, стандартизация требований облегчает производителям действия по управлению качеством своей продукции.

В макроэкономических исследованиях понятие качества используется для описания сложных и трудно исчисляемых явлений, связанных с процессами развития в экономике.

Темпы развития больших экономических систем (национальных экономик, больших регионов, отраслей промышленности и т.д.) должны соответствовать темпам вовлечения ими в оборот дополнительных первичных ресурсов - труда, капитала, природных богатств. Однако нередко темпы развития оказываются выше или ниже, чем темпы прироста объёма используемых ресурсов. Например, в 1990-е годы динамика развития экономики Ирландии намного опережала динамику потребления этой страной первичных ресурсов. И наоборот, скорость развития экономики СССР в 1970-80-е годы явно отставала от скорости вовлечения в оборот дополнительных ресурсов. Анализируя подобные особенности экономического развития, исследователи говорят о разном качестве роста, а также о разном качестве используемых для развития ресурсов, в том числе о качестве человеческого капитала, качестве основных фондов и т.п.

При прочих равных условиях более высокое качество экономического роста и используемых ресурсов позволяет отдельным странам развиваться быстрее других и обеспечивать на своей территории более высокое качество жизни.

Лит.: Окрепилов В. В. Управление качеством. 3-е изд. СПб., 2000; Узяков М. Н. Трансформация российской экономики и возможности экономического роста. М., 2000; Яременко Ю. В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики. М., 2000.

Д. Б. Кувалин.