Качина

Качина КАЧИНА (на языке хопи - kuhchee’nah, буквально - несущие жизнь), божества и благожелательные духи предков у индейцев юго-запада Северной Америки (главным образом у западных пуэбло, особенно у хопи и зуни). Качина представляются в антропо-, зоо- и орнитоморфном облике. Основные группы: качина, связанные с мифами творения и обрядами инициаций; качина дождя и плодородия; качина войны; качина - лекари, вестники, ритуальные бегуны, клоуны, персонификации солнца, луны, звёзд, ветра, снега, диких и культурных растений, «хозяева» животных и др. Каждый род, деревня или ритуальное общество имеют своего главного качина-покровителя. У хопи качины живут на горных вершинах, у зуни - также в подземном Озере Мёртвых. Согласно мифам, в начале времён качина обучали людей полезным навыкам и вызывали дождь, танцуя на полях. Ритуалы качина проходят в культовых полуземлянках (кива), символизирующих утробу Земли, через которую предки вышли на поверхность, и на площадях перед ними. У зуни культом качина руководит особая группа жрецов, у хопи - главы общин и кива. Пляски качина исполняются мужчинами, женщины и дети участвуют как зрители. Каждого качина символизируют особый костюм и атрибуты, хранящиеся в кива. Маски качина (личины и шлемовидные) делаются из соломы, листьев, кожи, текстиля, перьев, расписываются красками. Цикл обрядов качина у хопи открывает в ноябре праздником Нового огня (Вувучим), когда юноши проходят последний этап инициации и получают право изображать качина. Во время зимнего солнцестояния, на праздник Возрождения (у хопи - Сойал, у зуни - Салако), отмечается возвращение качинов в деревню: качина спускаются с гор, предводительствуемые качина Огня; среди них - качина-великаны и качина, двигающиеся и лопочущие как младенцы; обряд включает ритуальный бег качина. Во всех церемониях качина участвуют качина-клоуны (хано, кошаре), изображаемые танцорами, одетыми в головной убор с рожками с кисточками на концах и раскрашенными в чёрно-белую горизонтальную полоску; они танцуют с погремушками из тыквы и барабанами, гримасничают, отпускают непристойные шутки на темы деревенской жизни. После летнего солнцестояния, в июле, справляется праздник прощания с качина  (Ниман), после которого они возвращаются в свои горные деревни.

Реклама

С 1911 года ритуалы качина закрыты для посещений посторонними, за исключением нескольких деревень.

Качина Качина изображают также раскрашенные деревянные куклы (тиху) (высота 10-40 см) из корня хлопкового дерева (вид тополя), у зуни - нередко из сосны. Их изготовляют мужчины и во время церемоний дарят детям и женщинам в качестве оберегов и инструментов обучения (узнавать качинов во время представлений). Хранят тиху в домах. По-видимому, традиция кукол качина появилась у индейцев пуэбло в результате первых контактов с испанцами. Ранние тиху крайне схематичны, не имеют рук и ног, на макушке - перо или пучок перьев; близки по стилю к петроглифам 13-16 веков, изображениям на керамике культуры Могольон, на стенах кива в пуэбло долины реки Литл-Колорадо (Хопи, Хомолови, Аватови), маскам качина, рисункам на песке народов пуэбло. Ныне куклы качина изготавливаются на продажу (главным образом у хопи и навахо), выполнены в реалистичной манере.

Лит.: Cushing F. Н. Zuni Fetiches. Wash., 1883; idem. Outline of Zuni creation myths. Wash., 1896. N. Y., 1976; Fewkes J. W. Hopi Katcinas drawn by native artists. Wash., 1903. N. Y., 1991; Voth Н. R. Traditions of the Hopi. Chi., 1905; Bunzel R. Zuni Katcinas. Wash., 1932. Glorieta, 1973; Parsons Е. С. Hopi and Zuni ceremonialism. Menasha, 1933; Portado А., Wright В. Classic Hopi and Zuni Kachina figures. Santa Fe, 2006.                   

А. А. Бородатова.