Качины

КАЧИНЫ (бирманский; самоназвания - джингпо, чжинпхо, китайский цзинпо), тибето-бирманский народ, основное население национальной области Качин на северо-востоке Мьянмы. Численность 924 тысячи человек (2008, оценка). Живут также на юго-западе Китая (132 тысячи человек - 2000, перепись; главным образом Дэхун-Дай-Качинский автономный округ на юго-западе провинции Юньнань) и северо-востоке Индии (сингпхо; штаты Ассам и Аруначал-Прадеш - 7 тысяч человек). Говорят на языках лукачинской группы тибето-бирманских языков, в Индии также на ассамском языке, в Китае также на китайском и шанском языках. Язык цзинпо (качинский) служит языком межэтнического общения. Созданы письменности на основе латинского алфавита; в Мьянме на цзинпо ведётся преподавание, выпускается пресса, ведутся радиопередачи. В Индии входит в группу адиваси. В общность качинов включаются также другие говорящие на лоло-бирманских языках народы (так называемые малые качины) национальной области Качин и автономного округа Дэхун: цайва (цзайва, аци, зи; свыше 100 тысяч человек в Китае и свыше 30 тысяч в Мьянме), мару, или лансу (самоназвание - ланъэ; свыше 100 тысяч человек в Мьянме и около 30 тысяч в Китае), чашань (самоназвание - лаци; свыше 30 тысяч человек в Мьянме), ачанг (около 30 тысяч человек в Китае и около 2 тысяч человек в Мьянме и Китае) и др. В основном придерживаются традиционных верований, есть буддисты и христиане.

Реклама

Качины Предки качинов начали движение с  восточной части Тибета в 8-9 веках, появились на современной территории в 13-17 веках. В 17-19 веках качины взимали дань с шанов и мьянма, живших в верховьях Иравади, и облагали поборами караваны на пути в Индию и Китай. Делились на знать (в Мьянме - гумса, в шанских областях - дува, в Китае - шаньгуань и сувун), свободных общинников (гумлао) и рабов. Служили в английских колониальных войсках. В 1948 году образована национальная область Качин, в 1960-1990-х годах фактически независимая от правительства; действуют Организация независимости Качина и её вооруженное формирование Армия независимости Качина. В 1999 создана Национальная организация качинов.

Традиционная культура типична для народов Юго-Восточной Азии. Общинные поля расчищаются подсечно-огневым способом с помощью ножа (да), который служит также боевым оружием; обрабатываются мотыгой. Практикуют также заливное рисоводство, в том числе на террасных полях, принадлежащих в основном знати. Выращивают рис, кукурузу, бобовые, кофе, чай, сахарный тростник, тыквы, сезам, джут, хлопок, лаковое дерево. Разводят быков и буйволов, свиней, домашнюю птицу. Сохраняются охота и собирательство. В Мьянме многие работают в промышленности, на плантациях и лесоразработках. Развиты ткачество и плетение циновок (среди женщин), кузнечное и ювелирное дело (среди мужчин). Традиционные поселения были окружены частоколом, включали от 3 до нескольких десятков свайных домов с открытой террасой, продольным коридором и выходящими на него комнатами. Дом имел общий (с торцовой части), боковые (с террасы), гостевой (для гостей взрослых дочерей) входы и «дверь духов» (ею мог пользоваться только шаман); у противоположной от общего входа стены находился алтарь - очаг, зажигавшийся во время жертвоприношений. Между сваями держали скот, ткацкий станок. Одежда из шерсти или хлопка (праздничная - из покупного плюша или бархата), тёмных цветов: куртка, тюрбан, у женщин - запашная юбка, обмотки на ногах, у мужчин - штаны, пояс-кушак, сумка через плечо на левом боку. Мужчины и женщины носят браслеты и шейные гривны, женщины - пекторали из серебряных бляшек, на бёдрах, руках и ногах - обручи из бамбука и ротанга, окрашенные лаком в красный и чёрный цвета. Женщины носят до замужества короткие, затем - длинные волосы. Современная одежда приближается у женщин - к бирманской, у мужчин - к шанской. Традиционная социальная организация - патрилинейные роды, большие семьи (тхингоо). Существовал кольцевой коннубиум: каждый род получал жён из «рода тестя» (майю) и отдавал - в «род зятя» (дама); у знати в коннубиуме участвовали 5 родов (Лахтау, Марип, Маран, Н’хкум и Лахпай). Предпочитались кросскузенные браки, левират. Послебрачное поселение вирилокальное. Практиковались пробные браки, минорат, брачный выкуп и отработки (от 3 до 9 лет), умыкание, у знати - полигиния. Система терминов родства бифуркативная с генерационным скосом типа «омаха». Сиблинги делятся по относительному возрасту и полу. Традиционная религия - культ духов и предков. Пантеон возглавляется божествами неба (в Мьянме - Мадаи-нат, в Китае - Мудаи) и земли (Шадип-нат). Праздники (манао, мано) сопровождались жертвоприношениями быков и буйволов, черепа которых выставлялись на шестах перед домом и в алтаре. Ранее были известны человеческие жертвоприношения. Существовали различные категории жрецов (дум са, китайский мотоу) - хранителей устной традиции, шаманов, знахарей и знахарок.

Лит.: Wehrli Н. J. Beitrag zur Ethnologie der Chingraw (Kachin) von Ober-Burma. Leiden, 1904; Hanson О. The Kachins: their customs and traditions. Rangoon, 1913. N. Y., 1981; Gilhodes С. The Kachins, religion and customs. Calcutta, 1922; Стратанович Г. Г. Цзинпо// Народы Восточной Азии. М.; Л., 1965; он же. Народы Бирманского союза // Народы Юго-Восточной Азии. М., 1966; Leach ER. Political systems of highland Burma: а study of Kachin social structure. L., 1986; Wang Zh. The Jingpo: Kachin of the Yunnan plateau. Tempe, 1997; http://www.kachinland.org.

А. М. Решетов.