Календарный фольклор

КАЛЕНДАРНЫЙ ФОЛЬКЛОР, часть обрядового фольклора. Традиционно функционирует в календарных обрядах, частично используется вне обрядов (в быту). У славян и других народов Европы связан с народным аграрным календарём (сезонные работы и приуроченные к ним праздники), который в значительной мере соотнесён с церковным.

Русский календарный фольклор генетически связан с фольклором других славянских народов. Его древнейший пласт - календарные песни. На Святки пелись колядки (поздравления с Новым годом и Рождеством Христовым), подблюдные песни (сопровождали обряд гадания), игровые песни (сопровождали хороводы, игры и пляски ряженых), на Масленицу - песни встречи и проводов Масленицы, игровые, шуточные, лирические. Весенние песни: призыва весны (заклички, вешние; смотри в статье Веснянки), егорьевские (юрьевские; пелись на Юрьев день), волочебные (поздравления с весной и Пасхой); семицкие (Семик - 7-я неделя весны) и троицкие (пелись на Троицын день, завершавший Семик; те и другие связаны с гаданием на венках, поклонением берёзе, кумлением), русальные (связаны с русальной обрядностью; смотри в статье Русалии). Летне-осенние песни: купальские (на Иванов день, или Ивана Купалу), покосные, жнивные (смотри также Зажинки, Дожинки). Особенно много записано песен весеннего цикла.

Реклама

Наиболее богаты календарными песнями земли Северо-Запада России, граничащие с Белоруссией и Украиной. До конца 20 века весь годовой песенный цикл сохранялся в Брянской, Смоленской областях и части районов Псковской области. Здесь же, а также в курско-белгородской традиции южного региона России сохранились стилевые признаки песен раннего, общего  восточнославянского типа. В некоторых песнях, сопровождавшихся обрядовыми действиями, сохранились напевы типа заклинаний (например, в весенних закличках, купальских песнях), для наиболее архаичных песен характерны малоступенные звукоряды, отточенные ритмические и интонационные формулы (встречаются так называемые формульные напевы), зависимость музыкальной ритмики от ритмики стиха (силлабический стих с постоянными цезурами), преобладание многоголосия гетерофонного типа. Устойчивостью песенных типов отличаются масленичные обрядовые песни. Для подблюдных песен характерно распевание многих текстов на один напев [самая известная песня - «Слава!» («Катилося зерно по бархату...»), изданная в «Собрании русских народных песен с их голосами» Н. А. Львова - И. Прача, 1790; в числе 6 святочных песен - первая публикация календарной песни с напевом]. Для брянских весенних и летних песен специфичны возгласы призывного характера («гуканья»), связанные с изначально магической функцией этих песен. Во всех вариантах, записанных на этнической территории русских и у других  восточных славян, сохраняет свой ритмический тип весенняя хороводная «А мы просо сеяли». Календарные песни также частично сохранились на Русском Севере (колядки - «виноградья»), в центральных районах России (колядки - «овсени»; подблюдные, троицкие), Поволжье (колядки - «авсени», «таусени»; весенние обрядовые хороводы, троицкие песни; в Нижегородской и Пензенской областях - праздник проводов весны «Похороны Костромы»), в Предуралье («таусени», троицкие), на Среднем Урале (колядки, святочные игры).

В календарном фольклоре сложился круг пословиц («Придёт Покров - девке голову покроет»; имеется в виду осенний период свадеб, приуроченный ко дню Покрова Пресвятой Богородицы), примет («Коли на святого Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерить овёс кадушкой»), советов («"Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана", - говорит пчела»), запретов («На Благовещение птица гнезда не вьёт, девица косы не плетёт»). К словесным жанрам календарного фольклора относятся также некоторые причитания, гадания, заговоры, былички, загадки.

Изд.: Песни, собранные П. В. Киреевским. Новая серия. [М.], 1911. Вып. 1; Народные песни Курской области / Сост. А. В. Руднева. М., 1957; Народные песни Брянской области / Сост. К. Г. Свитова. М., 1966; Поэзия крестьянских праздников / Вступ. ст., сост., подгот. текста и прим. И. И. Земцовского. Л., 1970; Русская народная поэзия: Обрядовая поэзия / Сост. и подгот. текста К. Чистова, Б. Чистовой; вступ. ст., предисл. к разделам и коммент. К. Чистова. Л., 1984; Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах: Материалы, собранные и приведенные в порядок П. В. Шейном. М., 1989; Песни Псковской земли. Л., 1989. Вып. 1 : Календарно-обрядовые песни / Сост. А. М. Мехнецов; Круглый год: Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и прим. А. Ф. Некрыловой. М., 1991; Обрядовая поэзия. М., 1997. Кн. 1: Календарный фольклор / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ю. Г. Круглова.

Лит.: Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX вв. (Очерки по истории народных верований). М., 1957; Гошовский В. У истоков народной музыки славян. М., 1971; Земцовский И. Мелодика календарных песен. Л., 1975; Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов, XIX - начало XX в. М., 1979; Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. М., 1982; Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. 2-е изд. СПб., 1995; Пашина О. А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. М., 1998.

Е. М. Фраёнова, Т. В. Зуева.