Календжин

КАЛЕНДЖИН (горные нилоты, самоназвание - Kalenjin), нилотский народ на юго-западе Кении (в основном районы Нанди, Керичо и Уасин-Гишу на юге провинции Рифт-Валли). Численность свыше 3,6 миллионов человек (2008, оценка). Выделяются группы: кипсигис (780 тысяч человек), нанди (430 тысяч человек), элгейо, или кейо (240 тысяч человек), терик (18 тысяч человек). В более широкое понятие календжинских народов включаются также родственные народы: пёкоот (покот), или сук (свыше 460 тысяч человек), туген (свыше 250 тысяч человек), сабаот (200 тысяч человек), эндо, или мараквет (170 тысяч человек), и др., живущие в Кении к северу от собственно календжинов; себей (язык купсабинь; 183 тысячи человек) на востоке Уганды; ндоробо (23 тысячи человек, включая араманик, кисанкаса, медиак и мосиро) на севере Танзании. Говорят на календжинских языках южной ветви нилотских языков. Письменность на основе латинской графики. Распространены также английский язык и суахили. Большинство верующих - англикане, есть католики и мусульмане.

В 14-17 веках предки календжинов мигрировали с севера (восточное побережье озера Рудольф). Консолидация отдельных групп календжинов происходит с середины 20 века. В 1948 году было принято общее самоназвание «календжин» (буквально - я говорю) и образован Союз календжинов. С 1933 распространяется христианство. Многие календжины живут в городах. Активно участвуют в политической жизни Кении.

Реклама

Традиционная культура типична для нилотов Восточной Африки. Основные традиционные занятия - кочевое и полукочевое скотоводство, у нанди, кипсигис и др. - в сочетании с земледелием. От 20 до 100 домохозяйств объединялись в общину (корет), управляемую советом (коквет) и старейшиной. Традиционное жилище - круглое, из веток, обмазанных глиной. Одежда - из шкур; ныне женщины обёртывают тело двумя полотнищами ткани (кхангас), мужская одежда европейского типа. Характерен обычай вытягивания мочки уха у мужчин и женщин. Основная пища - густая каша (угали) из муки (первоначально просяной и сорговой, затем кукурузной) с овощами и мясом, напитки - пиво и кислое молоко (мурсик).

Календжин Календжины поделены на цикличные возрастные группы (ибинда у нанди и кипсигис), состоящие из нелокализованных патрилинейных тотемических родов (орет у нанди и туген); некоторые роды связаны с несколькими тотемическими животными, что делает возможным браки между членами рода. Брак патрилокальный. Распространены мужские и женские инициации, авункулат, брачный сговор, обязательный выкуп скотом, полигиния (у каждой жены свой дом, скот и земельный участок). У нанди, кипсигис и кейо зафиксированы однополые браки между бездетными женщинами. Система терминов родства бифуркативная с генерационным скосом «омаха» и взаимными терминами для обозначения дедов и внуков, братьев матери и детей сестры (у нанди), сестёр отца и детей брата (у туген). Сиблинги обозначаются одним общим термином независимо от пола. Различаются референтивные и вокативные термины родства. У туген распространены представления о реинкарнации душ родственников, причём считается, что муж и жена перевоплощаются через поколение в брата и сестру. С этим связан обычай подшучивания между дедами и внучками и между бабками и внуками.

Погребали в земле только тех, у кого есть дети, остальных оставляли на съедение зверям. Фольклор - предания и сказки (о животных и др.), пословицы, загадки, песни (обрядовые, трудовые, игровые). Танцы сопровождаются игрой на флейтах, трубах, барабанах, звучанием идиофонов. Распространены культы солнечного божества (Асис, Чепталель), бога грома (Элат), предков (ойик); существуют прорицатели и вызыватели дождя (оркоик).

Лит.: Hunting ford G. W. В. The Southern Nilo-Hamites. L., 1953; idem. Nandi of Kenya. Tribal control in а pastoral society. L., 1953; Рéristiany J. G. The social institutions of the Kipsigis. 2nd ed. L., 1964; Hollis А. С. The Nandi, their language and folklore. 2nd ed. Oxf., 1969; Orchardson I. Q. The Kipsigis. Kampala, 1971; Kipkorir В. Е., Welbourn F. В. The Marakwet of Kenya: А preliminary study. Nairobi, 1973; Ochieng’ W. R. An outline history of the Rift Valley of Kenya upto AD 1900. Kampala, 1975; Goldschmidt W. R. Culture and behavior of the Sebei: а study in continuity and adaptation. Berk., 1976; Sutton J. Е. G. The Kalenjin // Kenya before 1900: Eight regional studies. Nairobi, 1976; Mwanzi Н. А. А history of the Kipsigis. Nairobi, 1977; Toweett Т. Oral (traditional) history of the Kipsigis. Nairobi, 1979; Langley М. S. The Nandi of Kenya: life crisis rituals in а period of change. N. Y., 1979; Moore Н. L. Space, text and gender: an anthropological study of the Marakwet of Kenya. Camb., 1986; Chesaina С. Oral literature of the Kalenjin. Nairobi, 1991; Matson А. Т. Nandi resistance to British rule 1890-1906. Camb., 1993; Daniels R. Е., Clark М. Е., McMillan Т. J. А bibliography of the Kalenjin peoples of east Africa. Madison, 1987.

А. С. Балезин; Г. В. Дзибель (социальная структура).