Калмаков Николай Константинович

КАЛМАКОВ Николай Константинович (23.1.1873, Нерви, Италия - 1.2.1955, Шелль, близ Парижа), российский живописец, график, сценограф. Сын русского генерала и итальянки. Окончил Училище правоведения в Санкт-Петербурге (1895). Специального художественного образования не получил. В 1895-1903 жил в Италии, где изучал живопись Возрождения. Как художник сложился к 1906; испытал влияние Л. С. Бакста, К. А. Сомова и О. Бёрдсли. Входил в авангардистскую группу «Треугольник» (1908-10), участвовал в выставках «Мира искусства» (1912-16). Увлечение символизмом, тяготение к мистико-эротическим образам проявилось в оформлении спектаклей «Чёрные маски» Л. Н. Андреева (1907), «Саломея» («Царевна») О. Уайльда (1908; постановка была запрещена цензурой; оба - Театр В. Ф. Комиссаржевской), «Ночные пляски» Ф. К. Сологуба (1908, Литейный театр), «Великий князь Московский и гонимый император» Лопе Ф. де Веги Карпьо (1911, Старинный театр) и др. - в Санкт-Петербурге; «Жизнь есть сон» П. Кальдерона де ла Барки (1914, Камерный театр, Москва).

Калмаков Николай КонстантиновичЖивописные работы Калмакова, отмеченные изощрённым декоративизмом и графичностью, близки петербургскому варианту стиля модерн. Его композиции построены на резких контрастах цвета, художник использует рельефный мазок, серебряную краску и накладное золото; приёмы соединения мозаичной орнаментальности фона или деталей одежды с гладконаписанными фигурами заимствованы у Г. Климта («Атлас и Геспериды», 1911, частное собрание, Нью-Йорк; «Смерть», 1913, КГ, Вологда; «Ангел бездны», 1916, частное собрание, Франция; «Артемида и спящий Эндимион», 1917, ГРМ, и др.). Оформлял книги («Принцесса Лера» Н. И. Кронидова, 1911, и др.). В целом произведения Калмакова явно эклектичны; в них преобладает литературный аллегоризм. В 1918-22 жил в Стамбуле, затем в Финляндии и Эстонии, с 1924 - в Париже, где работал главным образом в области станковой живописи и графики. Интерес к творчеству Калмакова (как одному из предшественников сюрреализма) возродился в 1960-е годы, после его ретроспективных выставок в Париже и Лондоне.

Реклама

Лит.: Piettre J.-Н. Kalmakoff. L’Ange de l’abîme et les peintres du Mir Iskousstva. (Cat.). Р., 1986; Символизм в России. (Кат. выставки). СПб., 1996.

М. Ф. Киселёв.